Для всех российских военных фильм «Офицеры», который вышел на экраны страны в далеком 1971 году – без преувеличения, культовый. Хотя, в этом случае уместнее будет сказать «уставной». Помните знаменитую фразу «Есть такая профессия – Родину защищать»? Это оттуда. В 2013 году перед зданием Минобороны России на Фрунзенской набережной любимым киногероям установили памятник, композиция которого точь-в-точь повторяет одну из самых трогательных сцен кинокартины. Поседевшие друзья-офицеры Иван Варрава и Алексей Трофимов, которых сыграли Василий Лановой и Георгий Юматов, вместе с супругой Любовью Трофимовой (Алина Покровская) смотрят на внука Ваню – курсант суворовского училища старательно отдает честь фронтовикам. Современные курсанты приходят сюда, чтобы потереть юному продолжателю династии военных левый погон – говорят, Ваня помогает дослужиться аж до генерала. А еще у бронзового мальчика блестит нос – его касаются девушки-курсанты, которые загадывают найти мужчину своей мечты и верного спутника жизни – из военных, конечно.
Кстати, здесь же, возле левого КПП, в 2016 году установили памятник «Они сражались за Родину»: за основу был взят фильм Сергея Бондарчука по одноименному роману Михаила Шолохова, который в 1976 году был признан лучшим фильмом в СССР. Главных героев картины – простых солдат Советской Армии в годы Великой Отечественной войны – сыграли «звезды» советского кино: Вячеслав Тихонов, Сергей Бондарчук, Василий Шукшин, Георгий Бурков и Юрий Никулин. У бронзовой пехоты нет ни натертых погон, ни блестящих сапог… Потому что главное, о чем думают люди возле этого памятника – лишь бы не было войны.
Образы всенародно любимого Юрия Никулина увековечены в бронзе сразу в нескольких местах Москвы. И к каждому из них поклонники великого артиста приходят, чтобы загадать желание. Самый известный и популярный тру-памятник был установлен в 2000 году возле Цирка на Цветном бульваре: Никулин в клоунском «прикиде» выходит из автомобиля и идет «на работу». Бронзовая скульптура натерта до блеска с ног до головы – от смешных ботинок до узнаваемого шмыгающего носа. Если верить приметам, то для привлечения удачи тереть фигуру Никулина следует со словами: «Жить, как говорится, хорошо! А хорошо жить – еще лучше!».
С не меньшим воодушевлением дети и взрослые полируют и клоунский автомобиль – экстравагантного вида кабриолет, на котором Балбес, Трус и Бывалый ездили в комедии Гайдая «Кавказская пленница». На длинном капоте блестит статуэтка оленя, а оказавшись за рулем киношного раритета водители приговаривают известное пожелание «ни гвоздя, ни жезла!» и загадывают прикупить в скором времени новое авто.
Судя по натертым частям бронзового памятника дворнику Тихону, которого Юрий Никулин сыграл в гайдаевской экранизации романа Ильфа и Петрова «12 стульев», особой популярностью он пользуется у тех, кто хочет избавиться от вредных привычек. В случае с этим персонажем курение в кадре художественно оправданно. Назидательно блестит торчащая из кармана «поллитровка», откровенно о пагубном пристрастии сотрудника ЖКХ к алкоголю говорит и отполированный нос... В общем, все говорит о том, что с вредными привычками пора завязывать. Задумчиво-мечтательный Тихон стоит у гостиницы «Юность» на Хамовническом Валу, с 2013 года. А на прилагаемой табличке выбита его крылатая фраза: «Кому и кобыла невеста». Кстати, в 1971 году фильм «12 стульев» набрал в кинотеатрах страны 39,3 миллиона «просмотров», став лидером советского кинопроката.
Близок к народу и актер Евгений Леонов: образ его Доцента из кинокомедии «Джентльмены удачи» в 2001 году установили рядом с «Мосфильмом». Памятник тут же стал своеобразным символом Мосфильмовской улицы и местом паломничества многочисленных джентльменов, желающих поправить свое финансовое положение: говорят, успех в делах обеспечен, если потереть вытянутые в виде «козы» кончили пальцев Доцента. Для убедительности можно процитировать слова персонажа, гениально сыгранного Леоновым: «Пасть порву, моргалы выколю!». А можно изучить оригинальные киношные татуировки – якоря, черепа, обнаженных дев и жизненные кредо – «маму не забуду», «нас утро встречает прохладой» и «жить стало веселей». Чтобы, поразмыслив, отказаться от сомнительных сделок, не совершить «ошибки молодости» и не остаться с носом, который, кстати, у Доцента тоже натерт до блеска.
Памятник Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону на Смоленской набережной уникален. Во-первых, тем, что больше нигде в мире вы не встретите литературных героев Артура Конан Дойля вместе. А во-вторых, установленные перед зданием посольства Великобритании бронзовые сыщики полностью «скопированы» с Василия Ливанова и Виталия Соломина. Скульптор даже рост актеров «клонировал» один в один: рост Ливанова 1 метр 77 сантиметров, рост Соломина – 1 метр 60 сантиметров. В 1979-1986 годах они шедеврально сыграли роль детективной парочки в телесериале режиссера Игоря Масленникова «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», за что британская королева даже наградила Ливанова орденом. Чтобы загадать желание, не обязательно в совершенстве владеть дедуктивным методом: нужно присесть на лавочке между фигурами, положить ладонь на записную книжку в руках доктора и громко произнести: «Элементарно, Ватсон!». Некоторые при этом также уважительно касаются бронзового носа Соломина. А вот притрагиваться к трубке Холмса любители детективного жанра категорически не советуют – плохая примета, к дождю.
С Глебом Жегловым и Володей Шараповым «Место встречи изменить нельзя» – с 2016 года они встречают современных муровцев у входа в здание Главного Управления внутренних дел Москвы на Петровке, 38. Образы отважных киногероев, которых сыграли Владимир Высоцкий и Владимир Конкин, напоминают полицейским о том, что «вор должен сидеть в тюрьме». Посторонним сюда вход воспрещен, тем не менее, натертую ладонь Жеглова видно издалека: после раскрытого преступления сотрудники уголовного розыска по традиции жмут руку киношному начальнику оперативной бригады отдела по борьбе с бандитизмом, у которого в Москве 1960-х годов был реальный прототип.
Накануне каждой сессии студенты Московского экономического института выстраиваются в очередь к тру-памятнику «вечному» студенту Шурику и «хорошей девочке Лиде», который в 2012 году, в Татьянин день, установили перед одним из корпусов ВУЗа. Здесь все, как и в кинокомедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»: Лидочка внимательно читает конспект, а Шурик заглядывает в него через плечо советской студентки. Сохранено и портретное сходство с актерами – Натальей Селезневой и Александром Демьяненко. Носы и прочие части тела у бронзовых студентов не блестят, но если накануне экзамена потереть зачетную книжку о бронзовую «зачетку» в заднем кармане Шурика, то меньше «чертверки» не получишь – эта счастливая примета проверена неоднократно. А во время зимней сессии некоторые первокурсницы задабривают Лидочку, повязывая ей на шею вязанный шарфик…
Некоторые посетители музея Булгакова на Большой Садовой утверждают, что встречающая гостей «нехорошей квартиры» скульптура Коровьева и кота Бегемота тоже исполняет желания. И что с определенных ракурсов бронзовые персонажи романа «Мастер и Маргарита» даже чем-то похожи на советских актеров. Например, Фагот, подставляющий свой отполированный клетчатый локоть для удачного фотокадра – ну вылитый Александр Абдулов, сыгравший эту роль в телесериале режиссера Владимира Бортко. А прежде чем войти в квартиру №50, поклонники булгаковского творчества трут лапу и натирают примус зевающему от скуки коту-оборотню – по легенде, это нужно обязательно сделать, ведь по сюжету романа в бывшей коммуналке бесследно исчезали люди и происходила всякая чертовщина, а сам писатель Булгаков жил в 1921-1924 годах.
Если хорошенько приглядеться, то под треуголкой барона Мюнхгаузена в бронзовой гримасе можно опознать знакомые черты еще одного любимого актера миллионов – Олега Янковского. Здесь же, недалеко от станции метро «Молодежная», установлен стенд с цитатами его персонажа – самоироничного философа из фильма Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен». В том числе финально-поучительная фраза: «Я понял, в чем ваша беда - вы слишком серьезны. Умное лицо – это еще не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа! Улыбайтесь!».
Именно с такой жизнерадостной улыбкой барон-Янковский с 2004 года занят крайне увлекательным делом – вытаскивает сам себя за волосы из топкого болота. Ну и коня заодно – точнее, лучшую его половину. При этом Мюнхгаузен оптимистично поблескивает натертым носом и ручкой шпаги – считается, что скульптура приносит удачу тем, кто верит в собственные силы, а жизненные трудности преодолевает с улыбкой. То есть целеустремленным бизнесменам, амбициозным карьеристам и, конечно, честным начинающим политикам.
Буквально в нескольких шагах от Мюнхгаузена стоит еще один тру-памятник – Ходже Насреддину. Сопровождает великого острослова его любимый осел, сильно смахивающий на одноименного персонажа из голливудского мультфильма «Шрек». Правда, московский ослик не так разговорчив, зато его уши и натруженная спина способны исполнить почти любое детское желание. Для этого нужно оседлать голливудскую кинозвезду и несильно потрепать слуховые аппараты парнокопытного. Загадывать планшет или игровую приставку на день рождения бессмысленно, потому что в руках у восточного мудреца книга – лучший подарок.
«Голливуд, Голливуд… Нас и здесь неплохо кормят!», – эту фразу вполне мог бы произнести кот Василий – невероятно популярный в советское время персонаж мультфильма «Возвращение блудного попугая». Сидит этот упитанный харизматик во дворе жилого комплекса на пересечении улицы Талалихина и Брошевского переулка, а в лапах крепко держит бронзовую сардельку. Собственно, роль у него была эпизодическая, но запоминающаяся ярким гастрономическим мемом. Автор изваяния неизвестен, но в 2014 году кот Василий попал в топ рейтинга самых необычных скульптур Москвы. После чего стал настоящей местной знаменитостью: запечатлеть себя в обнимку с «тем самым» котом в ЖК приезжают многочисленные туристы, которые просят охрану обеспечить «доступ к телу», после чего трут «на удачу» ГОСТ-овский продукт.
Не пропустите: Тру-памятники: что, где и кому потереть на удачу (часть 1)