Дороги часто называют кровеносной системой города – а значит, им необходимо и сердце. Таким сердцем можно назвать центральный диспетчерский пункт управления движением «Гормост-Север», расположившийся в этом необычном здании.
«Яйцо» оказалось футуристическим не только снаружи, но и внутри, где есть огромная видеостена, словно из фантастического фильма, только вместо галактик на экранах – дороги Москвы. Диспетчеры круглосуточно наблюдают за изображениями с камер, способных заглянуть даже под землю.
Под прицелом – тоннели большой и малой протяженности: Алабяно-Балтийский, Волоколамский, Ленинградский, Михалковский, Винчестерный, Ходынский, а также объекты Северо-Западной хорды, мосты и эстакады. Специалисты с помощью системы видеонаблюдения следят за безопасностью движения, а датчики передают информацию о состоянии противопожарной системы, вентиляторов, уровне загазованности и другие важные данные.
В ведении Гормоста и под наблюдением его диспетчеров не только дороги, по которым движется транспорт, но и технические помещения глубоко под землей. Здесь, в частности, находятся информационная система, собирающая записи с видеокамер, электрощитовые, антигололедные реагенты.
Диспетчеры, разумеется, должны не только зафиксировать опасную ситуацию, но и быстро среагировать на нее. Это требует тщательной подготовки и постоянного внимания.
«Дежурные в течение смены регулярно тренируются, отрабатывая те или иные возможные происшествия. Это происходит здесь же, на рабочих местах. Начальник смены выбирает ситуацию, например возгорание в пешеходном переходе, и дежурные начинают ее отрабатывать. Задача диспетчера – увидеть вовремя, сообщить вовремя и вовремя предпринять те или иные действия», – рассказывает заместитель начальника мостового эксплуатационного участка «Гормост-Север» Андрей Абрамов.
Информацию о поломках оборудования и других неисправностях диспетчеры передают дежурным службам – гидравликам, слаботочникам, энергетикам, дорожным рабочим и другим.
В случае чрезвычайной ситуации (ДТП с пострадавшими, возгорания, задымления) в тоннелях срабатывают система дымоудаления, световое и звуковое оповещение. Водителям, оказавшимся в это время внутри, по громкой связи сообщают, как нужно действовать. Оповестят и по радио – именно поэтому при въезде в тоннель рекомендуется настраивать приемник на частоту, указанную на специальном табло. В случае опасности из тоннеля можно перейти в соседний по эвакуационному переходу.
«Если происходит ДТП, моя первоочередная задача – оценить, насколько оно серьезно. Если это небольшое столкновение, звоним в полицию, привлекаем дорожно-транспортные службы нашего района. Если авария более серьезная или, например, произошло возгорание, то вызываем и скорую помощь, и пожарных. Кроме того, я слежу за тем, чтобы все системы исправно работали», – говорит оператор автоматизированных систем управления Илья Базылев.
Трудно представить, глядя на здание снаружи, насколько оно большое. Однако в нем «спрятаны» шесть этажей. Видеостена растянулась на два этажа в просторном зале. Кроме нее здесь множество компьютеров, куда поступают данные не только с видеокамер, но и с датчиков. Половину второго этажа занимают конференц-зал для совещаний и еще одна диспетчерская: ее сотрудники отвечают за состояние лифтов в пешеходных переходах.
Такая сложная система наблюдения и контроля требует не только бесперебойного питания, но и соответствующего обслуживания. Для этого и нужны остальные четыре этажа. Там расположены технические и административные помещения, медпункт, столовая, раздевалки и душевые для сотрудников.
Процессор, обрабатывающий гигантские объемы информации, и запасные блоки питания к нему занимают целую комнату. Огромный «мозг» диспетчерской напоминает старые ЭВМ, только гораздо более современные и мощные. Конечно, чтобы «прокормить» такого гиганта, нужно очень много энергии, ведь работать он должен без перерывов. Поэтому для него предусмотрены запасные источники питания.
«Я занимаюсь обслуживанием дизель-генераторных установок, слежу, чтобы они были в рабочем состоянии, нахожу и устраняю неисправности. Дважды в год мы имитируем отключение основных источников энергии и подключаем систему к этим установкам», – рассказал оператор дизель-генераторных установок Андрей Михайлов.
Поскольку нестандартный дизайн здания исключает возможность открывать окна, а остекление создает парниковый эффект, требуется мощная система вентиляции. Под трубы отведен верхний этаж – «легкие» диспетчерского пункта занимают его целиком. Кондиционеры отлично справляются со своей нелегкой задачей – в здании, даже несмотря на жару снаружи, прохладно.
Изначально архитекторы Николай Шумаков и Наталья Шурыгина проектировали здание с совсем другой целью – в нем должен был находиться первый в Москве электрический поворотный круг для трамваев. Им планировали заменить существовавшее на тот момент трамвайное кольцо. Конструкцию сделали крытой для шумоизоляции – трамваи должны были въезжать внутрь, где платформа разворачивала бы их на 180 градусов и выпускала обратно по параллельному пути.
Однако в процессе строительства обнаружился ряд недостатков, из-за которых воплотить замысел оказалось невозможно. Поэтому с небольшим смещением было восстановлено поворотное кольцо, а одно из самых оригинальных зданий столицы стало диспетчерским пунктом «Сокол».
Источник: mos.ru