Инфографика: mos.ru
Московский метрополитен признан одним из самых красивых в мире. Станции, построенные в 1930–1950-х годах, – это настоящие дворцы с просторными и светлыми залами, богатой архитектурой и декором.
Работая над художественным оформлением первых станций БКЛ, специалисты ориентировались на прошлый опыт. Но его нужно было адаптировать к современной архитектуре, ведь сейчас не строят так, как раньше.
«Любая станция 1930–1950-х – эта классическая архитектура, можно сказать, дворцового стиля, что предполагает такой же декор. А современная архитектура – другого стиля, присутствуют другие технологии, используются какие-то легкие материалы, металл, стекло. И классическая мозаика тут была бы не очень уместна, потому что это два разных художественных языка», – считает художник-монументалист Екатерина Бубнова.
Сегодня при оформлении станций метро используют цифровые технологии. Сначала, как и раньше, создают эскизы будущего панно. Их обсуждают вместе с архитекторами и градостроительным советом. Зачастую только на это уходит довольно много времени.
Он добавляет, что во время работы над эскизами для станции «ЦСКА» вдохновлялись в том числе творчеством Александра Дейнеки, особенно его работами, посвященными спорту. Отталкиваясь от традиций и сохраняя историческую преемственность, специалисты добавляли современные черты.
Фото: mos.ru
После согласования эскизов начинается работа по созданию изображения. С помощью компьютерной программы на рисунок накладываются цвета, фактуры и текстуры. Готовый файл делится на фрагменты, которые будут напечатаны на отдельных панелях на специальном большом принтере – плоттере.
Изображения печатают на разных поверхностях. В основном на алюминиевых пластинах или на стекле. За процессом следят художники. Если готовые пластины по цвету, текстуре или еще по каким-нибудь параметрам не соответствуют задумке автора, он всегда может на это указать и скорректировать итоговый вариант. Последний этап – монтаж пластин с фрагментами рисунка на потолок или стену.
Александр Орлов отмечает, что архитектура первых станций Большой кольцевой линии подчинена единой композиции:
«Там и конструктивные решения одинаковые, и архитектурные приемы единые. Основная идея была сделать цвет станций Большой кольцевой линии в соответствии с цветом линий, на которые идет пересадка. “Савеловская” – на серую ветку пересаживаемся, “Шелепиха” – на желтую, “Хорошевская” – на фиолетовую, “Петровский парк” – на зеленую. Станция “ЦСКА” выпала из этого ряда, потому что сама по себе получилась значимой».
Если проехаться по всем станциям, то станет заметна единая композиция – общая схема расположения художественных произведений, организация платформ, освещение и так далее.
С 1930-х годов архитектура метро сильно изменилась. Она стала современнее, более воздушной, плавной, нет той монолитности и помпезности. Меняются и сюжеты художественного оформления. Однако если смотреть на старые панно, то не возникает чувства, будто они устарели. Да, они отражают ту эпоху, какие-то элементы, свойственные тому времени, но и сейчас, глядя на них, получаешь эстетическое удовольствие.
Екатерина Бубнова отмечает, что за модой гнаться не стоит. Метро рассчитано на десятилетия и на столетия, оно не про модные тенденции сезона. Работая над оформлением станций, стоит помнить, что любоваться этими художественными произведениями будут и наши дети.
Фото: mos.ru
Художники признаются, что цифровые технологии серьезно помогают им в работе. Одно из главных преимуществ – у автора сокращается количество подмастерьев. Дело в том, что раньше при работе с классической мозаикой у художника было много ассистентов. И каждый из них мог оставить свой след в панно, влиявший на первоначальную задумку автора. Например, не так подобранный оттенок или по-другому поставленный фрагмент.
Сейчас же автор сам создает художественное произведение. А на этапе печати он полностью контролирует процесс, и если что-то не устраивает, то может это скорректировать. В итоге панно полностью соответствует изначальному замыслу.
Но это не единственное преимущество современных технологий. Благодаря им существенно сокращается стоимость работ.
«Для бюджета это выгодно. Площадь панно на потолке станции метро “ЦСКА” – 1930 квадратных метров. Если бы этот потолок был сделан из флорентийской или обычной мозаики, то его создание обошлось бы намного дороже», – отмечает Евгений Щеглов.
При отделке станций метро практически отказались от так называемых мокрых процессов – штукатурки, покраски и так далее. Благодаря этому на работу тратится меньше времени и денег. Многие конструкции собираются из отдельных деталей – как лего.
«Очень много композитных материалов применяется, негорючих материалов, алюминия. Очень много нержавеющей стали. А из традиционных остался, конечно же, камень, лучше которого ничего не может быть», – добавляет Александр Орлов.
Фото: mos.ru
Пассажиры часто фотографируют станцию «ЦСКА», особенно большое панно на потолке. Екатерина Бубнова отмечает, что это место стало важным для москвичей. Она добавляет, что художественные произведения, которые можно увидеть на этой и других станциях Большой кольцевой линии, включены в курсы по истории современного искусства, которые читают в московских вузах.
В будущем облик станций метро может измениться, но как – сложно представить.
«Допустим, 20 лет назад невозможно было представить, что можно напечатать потолок с помощью принтера. Плоттер – это, по сути, большой принтер. Напечатать потолок площадью 1930 метров для московского метро с помощью принтера – тогда это было что-то из разряда фантастики. А сейчас это реальность. И технологии меняются настолько быстро, что невозможно представить, что будет дальше. Мне кажется, будут параллельно существовать и новые технологии, и старые», – говорит Евгений Щеглов.
Художник добавляет, что тенденции в архитектуре постоянно меняются и в какой-то степени они будут зависеть от развития технологий.
Источник: mos.ru