mos.ru
Назад
архитектура

7 тайн усадьбы Кусково

Главный хранитель знает все о каждом предмете в коллекции музея. Он может рассказать, откуда появился экспонат, какую ценность он имеет и какие истории с ним связаны. Хранитель фондов изобразительного искусства музея-усадьбы «Кусково» Ксения Немова выбрала семь жемчужин из коллекции музея и рассказала, чем они интересны.

Плафон «Слава рода Шереметевых»

Это самая большая картина в коллекции музея-усадьбы «Кусково». Ее площадь – 110 квадратных метров. Созданная французским живописцем Луи Жан-Франсуа Лагрене в 1761–1762 годах роспись занимает практически всю поверхность потолка танцевального зала дворца. Подобный способ декора интерьеров был очень модным в России XVIII века. Вместе с формальной задачей иллюзорного расширения пространства плафоны нередко выполняли и панегирические функции – прославляли хозяев дома.

Фото: mos.ru
Фото: mos.ru
Фото: mos.ru

В верхней части плафона танцевального зала изображена Кибела – мать богов в древнегреческой мифологии. Она едет по облакам в колеснице, запряженной львами. На облаках в окружении путти (ангелочков) восседают покровитель искусств Аполлон и муза истории Клио с раскрытой книгой. В центре нижней части композиции представлен обелиск как символ незыблемости, на который опирается герб рода Шереметевых, поддерживаемый богиней мудрости Афиной. Крылатая богиня славы Ника готовится возложить графскую корону на герб, а рядом с юной богиней молвы Фамой, изображенной на картине с двумя трубами, расположилась Фемида – богиня правосудия, которая попирает фигуры божеств зависти и раздора.

Смысл аллегории, который должны были уяснить гости усадьбы, таков: род Шереметевых, покровительствующий искусствам, навсегда останется в истории, и о нем, не уставая, будет трубить молва. А мудрость и добродетель рода, попирая пороки, сохранится в веках.

«Особливая» Круглая беседка

Исторический облик Кускова составляют деревянный дворец, парковые павильоны и регулярный парк. Наряду с сохранившимися постройками в XVIII веке на территории усадьбы находились разнообразные архитектурные «затеи», о которых мы можем судить только по картинам, гравюрам и чертежам того времени. Гравюра «Проспект Особливой Круглой Беседки на канале в конце Кусковского сада», созданная французским мастером П.Ф. Лораном в 1771–1774 годах, хранит образ утраченного бельведера (от итальянского bello vedere – «прекрасный вид»).

Фото: mos.ru 

Легкий нарядный павильон предназначался для обозрения кусковских видов. Фасады его были разделены сдвоенными пилястрами, арочный фронтон над входом украшал картуш с вензелем графа Петра Борисовича Шереметева – PS. Сквозь два ряда окон свет беспрепятственно попадал в павильон. Перекрытие бельведера было выполнено в виде купола, покоящегося на сложном восьмигранном барабане с круглыми окнами. Павильон украшала балюстрада с вазонами и скульптурой, установленная по краю карниза.

Портрет фельдмаршала Шереметева

Самая курьезная из картин кусковского собрания – «Портрет фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметева» – создана П.Г. Красовским в 1748 году. Красовский, известный из документов XVIII века как «живописец блафонов и тупых мест» (то есть художник, создающий потолочные картины-плафоны и картины-обманки для тупиковых аллей регулярного парка), был своеобразным художником-декоратором. Написанный им портрет графа немного неуклюж – у Красовского явно были проблемы с изображением анатомически правильного тела, особенно в сложном ракурсе. Как нередко происходило в то время, в процессе создания портрета художник просто скопировал композицию с имевшейся у него гравюры и вписал туда голову Шереметева. Сложно сказать, кто был представлен на гравюре, но она воспроизводила одну из работ французского мастера парадного портрета Гиацинта Риго.

Фото: mos.ru 

В Национальном музее Стокгольма хранится портрет шведского короля Карла XII работы Риго. На нем король представлен в той же позе, на сходном фоне, с теми же атрибутами и даже в точно таких же латах с маскароном в виде льва, что и Шереметев на портрете Красовского. Вероятно, заказчик, сын фельдмаршала граф Петр Борисович Шереметев, не знал о существовании портрета шведского короля, иначе вряд ли одобрил бы изображение отца в доспехах его главного противника периода Северной войны.

Бюст Карла XII

Гипсовый бюст шведского короля Карла XII был создан в 1747 году французским скульптором и декоратором Жаком-Филиппом Бушардоном, работавшим в Швеции. В усадебных описях бюст впервые упоминается в 1774 году. Согласно документу он размещался в оружейной палате кусковского дворца на столике, покрытом красным сукном.

Фото: mos.ru
Фото: mos.ru

Интерес владельца усадьбы графа Петра Шереметева к Карлу XII был обусловлен желанием сохранить память о событиях Северной войны и противостоянии своего легендарного отца и его коронованного противника. В усадьбе также хранились трофейное седло королевского коня, акварельный и масляный портреты Карла XII.

В скульптуре Бушардону удалось выразить силу духа короля-воителя. Контрапост вскинутой головы и туловища, а также продолжающий движение головы взгляд придают фигуре динамику и наполняют образ внутренней энергией, присущей характеру молодого монарха. Качества, которые раскрываются в фигуре через намеки и ассоциации, в полной мере представлены в пластической проработке лица короля. Скульптурный портрет настолько впечатлил швейцарского писателя, богослова и поэта XVIII века Иоганна Лафатера, что он включил его описание в свое «Эссе по физиогномике»:

«Насколько же он далек от любого проявления робости… Какой дух царственности можно проследить во всей нижней части лица! Правда, мастер, чтобы работа была идеальна, считал необходимым смягчить этот резкий и несгибаемый характер; но в целом он все-таки прослеживается, особенно в бровях… он открыт, мужественен, быстр, стремителен в действиях, не тратит время на слова».

Стол для хранения нот и гравюр

Один из шедевров коллекции мебели музея-усадьбы – стол для хранения нот и гравюр, выполненный мастером Никифором Васильевым в 1770–1780-е годы. На столешнице представлена панорама усадьбы, заимствованная с гравюры французского художника Пьера Лорана. Изображение так называемых старых хором (первого двухэтажного кусковского дворца) здесь заменено на ныне существующий дворец.

Фото: mos.ru
Фото: mos.ru

Васильев работал в мозаичной технике маркетри, собирая рисунок из фрагментов дерева разных пород. Он детально изобразил не только дворец, но и все парковые павильоны, постройки парадного двора, за исключением колокольни, которая была возведена позже, в 1792 году. Стол – единственная подписанная работа Никифора Васильева.

Комод французской королевы

Еще один раритет мебельного собрания музея – комод из Малого Трианона, небольшого дворца французской королевской резиденции в Версале. Он был создан мастером Фердинандом Швердфегером по заказу королевы Марии-Антуанетты в 1788 году. Ручки комода, выполненные в виде собачьих маскаронов (декоративных элементов в форме головы животного или человека) с кольцами-плетенками, – отражение моды того времени и личного вкуса королевы.

Фото: mos.ru
Фото: mos.ru

В 1793 году обстановка Трианона была продана в Париже, а затем экспортирована в Гамбург. Как комод оказался в московском Музее фарфора, откуда вместе со всеми коллекциями в 1932 году попал в Кусково, неизвестно.

Каскад в Сен-Клу

«Вид Каскада в Сен-Клу» – одна из шести гравюр в коллекции музея с видами королевских резиденций Франции, созданных аугсбургским мастером XVIII века Мартином Энгельбрехтом в 1730–1750 годах. Произведение, отличающееся высоким уровнем исполнения, является примером мастерской фальсификации.

Фото: mos.ru 

С 1730-х годов французский график-пейзажист первой половины XVIII века Жак Риго работал над серией «Королевские дворцы, замки и дома Парижа и его окрестностей», насчитывавшей более 130 листов. Эти произведения были очень популярны среди просвещенной европейской публики. По всей видимости, в мастерской Энгельбрехта копирование листов этой серии воспринималось как коммерчески успешный проект, при этом вопрос этики – указание на листе автора оригинала – уже не стоял.

Французский мастер, который нес убытки от такой неофициальной деятельности коллег, мог только сетовать и предупреждать своих покупателей со страниц популярного журнала Mercure de France:

«Господин Риго только что добавил к своему “Альбому видов и перспектив Королевских резиденций” два новых вида Замка Сен-Маур, принадлежащего его высочеству монсеньору принцу Конди. Все эти виды, а их около ста двадцати, прекрасно подходят как для внимательного и подробного изучения, так и для украшения кабинетов. Продавцы эстампов, торгующие подделками этих видов, выдают их за оригиналы. Чтобы не быть обманутым, обращайтесь к самому господину Риго. В настоящее время он проживает на улице Сен-Жак напротив Колледжа Плезис».

Источник: mos.ru и агентство «Мосгортур»


Поделиться
Другие статьи по темам
Районы статьи
Вешняки
Читайте также
Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies