Несмотря на то что сейчас здание музея закрыто на реставрацию, начать знакомство с чеховской Москвой – хотя бы по описанию – стоит с него. Это первый столичный музей, посвященный писателю. В «доме-комоде» цвета «либерального, т.е. красного», как писал сам Чехов, он жил с 1886 по 1890 год. Мемориальная чеховская комната при библиотеке Румянцевского музея открылась в 1912 году. А с 1954-го Дом-музей Чехова на Садовой-Кудринской стал одним из отделов Государственного литературного музея.
«Приходи в воскресенье вечером в “комод” – весело проведем время», – так Чехов звал в гости друзей. Принимал он здесь не только гостей, но и пациентов – каждый день с 12 до 15 часов. В этих же стенах Антон Павлович создавал рассказы, ставшие знаменитыми: «Каштанку», «Мальчиков», «Спать хочется» и многие другие.
Открыть отреставрированный музей для посетителей планируется в 2021 году. Но уже с 15 апреля этого года масштабная экспозиция «Чеховская Москва», в которой будут представлены многие предметы из коллекции Дома-музея Чехова, начнет работу в здании Гослитмузея на Зубовском бульваре (дом 15, строение 1).
Здание в стиле классицизм, спроектированное предположительно Матвеем Казаковым, строилось для князей Гагариных. Усадьбу на углу Петровки и Страстного бульвара достроили в 1776 году. В 1802–1812 годах здесь находился Английский клуб – старейший клуб Москвы. А во время Отечественной войны 1812 года – штаб главного интенданта армии Наполеона. После того как французы покинули Москву, здание сильно пострадало при пожаре, и в 1820-х под руководством Осипа Бове его отстроили заново.
В 1833-м государство выкупило у Гагариных здание усадьбы, и здесь открылась Ново-Екатерининская больница: анфиладу превратили в череду больничных палат, овальный зал на втором этаже – в домовую церковь Святой Екатерины, а две симметрично расположенные лестницы соединили три этажа со входами в здание со стороны двора. В госпитальных клиниках Ново-Екатерининской больницы в 1883–1884 годах студент-медик Антон Чехов проходил медицинскую практику в терапевтическом отделении и отделении нервных болезней, сдавал зачеты и экзамены.
Именно Федор Адамович Корш, юрист, помощник присяжного поверенного в Москве, открыл для театральной публики драматурга Антона Павловича Чехова. В 1882-м Корш возглавил Русский драматический театр, а пять лет спустя предложил ему написать пьесу для своей сцены.
Об этом во всех смыслах выгодном предложении впоследствии писал публицист Петр Сергеенко, приводя рассказ самого Чехова: «Как-то был я в театре Корша. Шла новая пьеса. Вычурная, препротивная. Ни складу, понимаешь, ни ладу. Я и начал, что называется, разносить пьесу. А Корш ехидно и говорит: “А вот вы вместо того, чтобы критиковать, лучше взяли бы да сами написали пьесу”. Я говорю: “Хорошо, и напишу”. Так и произошел “Иванов“». А затем – и первый спектакль по произведению Чехова.
Ныне в стенах бывшего театра Корша располагается основная сцена Театра наций. Узнаваемое нарядное здание в псевдорусском стиле спроектировал Михаил Чичагов. Фасад украшают элементы древнерусской архитектуры и изразцовые панно, а кровлю – многочисленные башенки, придающие зданию сходство со сказочным теремом.
Здесь, во флигеле дома, принадлежавшего купцу Фиргангу, Чехов жил недолго – с момента возвращения из путешествия на Сахалин в 1890 году до отъезда в Мелихово в 1892-м. Однако список произведений, созданных в этих стенах, впечатляет: это и значительная часть документального романа «Остров Сахалин», и такие рассказы, как «Палата № 6», «Дуэль» и «Попрыгунья».
В этой квартире гостили ныне легендарные деятели из окружения Антона Павловича: Владимир Гиляровский, Исаак Левитан, Владимир Немирович-Данченко, Дмитрий Мережковский и многие другие.
Сейчас «Домик Чехова» – один из филиалов выставочного объединения «Манеж». На стене дома можно найти мемориальную табличку с барельефом – портретом Чехова. Само же помещение используется как выставочный зал.
В XIX веке старинный Романов двор превратился в Шереметев двор: в 1800 году имение купил Николай Шереметев. В 1863 году главный дом усадьбы предоставили для мероприятий Московской городской думы, а спустя 30 лет здесь открылся Охотничий клуб, в котором состоялась одна из самых важных встреч в жизни Чехова.
Каждую неделю в клубе проходили спектакли Общества искусства литературы. С 1898-го его стала использовать для репетиций труппа Московского художественного театра. На одной из них Антон Павлович познакомился с актрисой Ольгой Книппер – своей будущей женой.
«Знаменательный и на всю жизнь не забытый день. Никогда не забуду ни той трепетной взволнованности, которая овладела мною еще накануне, когда я прочла записку Владимира Ивановича о том, что завтра, 9 сентября, А.П. Чехов будет у нас на репетиции “Чайки”, ни того необычайного состояния, в котором шла я в тот день в Охотничий клуб на Воздвиженке... И с той встречи начал медленно затягиваться тонкий и сложный узел моей жизни», – вспоминала она. Чехов женился на Ольге Леонардовне в июне 1901 года и был с ней до конца своей жизни.
Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко создали Московский художественный театр в 1898 году. Рождение этого театра самым тесным образом связано с драматургией Чехова. Одной из самых успешных постановок в самом первом сезоне театра стала знаменитая «Чайка», за два года до этого не принятая петербургской публикой в Александринском театре.
Год спустя Станиславский и Немирович-Данченко поставили на сцене МХТ пьесу «Дядя Ваня», в 1901 – «Трех сестер», а в 1904-м – «Вишневый сад». Последние две были написаны Чеховым уже непосредственно для труппы Московского художественного театра. Реформа сценического искусства, которую воплотил Станиславский, состоялась в том числе благодаря произведениям Чехова – материалу, идеально соответствующему принципу жизненной правды – первому принципу театрального реализма. Имя Антона Павловича было присвоено театру в год 100-летия московской премьеры «Чайки» – в 1989-м.
В историю МХТ Чехов внес не только творческий, но и материальный вклад: когда началась реконструкция здания в Камергерском переулке, предназначенного для постоянной сцены, он стал одним из пайщиков театра. Открытое в 1902 году уникальное строение достойно отдельного упоминания. Над проектом реконструкции работал Федор Шехтель. По его рисункам было оформлено не только само здание, но и внутреннее убранство всех помещений. А знаменитый горельеф «Пловец» скульптора Анны Голубкиной появился на фасаде в 1903 году.
Этот доходный дом, в начале XX века принадлежавший купцу Абраму Катыку, – последнее место пребывания Чехова в Москве. В мае 1904 года он провел здесь несколько недель, а 2 июня уехал в Германию, где месяц спустя скончался.
Писатель Николай Телешов, друг Чехова, так вспоминал тот печальный период: «На диване, обложенный подушками, не то в пальто, не то в халате, с пледом на ногах, сидел тоненький, как будто маленький, человек с узкими плечами, с узким бескровным лицом – до того худ, изнурен и неузнаваем Антон Павлович».
Источник: mos.ru