Сегодня в районе Ростокино есть одноименная станция МЦК, через которую за день проезжают сотни тысяч пассажиров. Раньше же его название если и вспоминалось, то чаще всего в связи с акведуком. Воздушная и романтичная для промышленного строения архитектура даже в периоды запустений привлекала множество москвичей. Теперь это и вовсе популярнейшее место как для ростокинцев, так и для жителей других районов. Но на самом деле в Ростокино есть еще много всего интересного.
И не удивительно, ведь здешние места обжиты и обустроены человеком столь же давно, как Боровицкий холм. На совсем не маленькой здесь реке Яузе и речке Горячке, которую позже снисходительно назвали Останкинским ручьем, а затем и вовсе убрали в трубу, стояли несколько знаменитых сел, главными из которых были Ростокино и Леоново. Последнее находилось в отдалении от акведука и Троицкой дороги, нынешнего участка проспекта Мира, ближе к месту, где теперь высится круглый вестибюль станции «Ботанический сад».
Наверно, для мрачноватой эпохи средневековья люди в обоих селах жили относительно легко, поскольку платили подати только Троице-Сергиевой Лавре, к которой относились. Кроме того, в исторических книгах упоминается, что у них была своя мельница, церковь и колокольня с четырьмя колоколами, а когда по весне река разливалась до непреодолимой ширины, то наступали золотые дни для лодочников.
Во многом эта спокойная, несколько изолированная жизнь между дубравами в верховьях Яузы и болотами нынешнего Лосиного острова сохранилась и в наши дни.
Сохранилась и внутренняя матрица района: активное, предприимчивое Ростокино у одной из главных дорог своего времени, ведущей в Лавру, Ростов Великий, Ярославль, Кострому… И тихое, усадебное Леоново вдали от шума повозок и паровозов.
Не удивительно, что именно в Леоново обосновалась семья Демидовых, увидев в нем место для своего дворянского «гнезда». Павел Демидов, ученый и меценат, стремился как можно больше времени проводить на природе. Потом здесь отметятся многие известные фамилии. В доме на берегу Яузы побывают и историк Николай Карамзин, и просветитель Николай Новиков. О тех временах напоминает сегодня старинная церковь Ризоположения, древние липы, оставшиеся от аллей, да Леоновский пруд. Павел Демидов увлекался садоводством, и между церковью и барским домом стояла довольно большая, почти как сам дом, оранжерея. Но, к сожалению, эту усадьбу, как и тысячи других в стране, постигла та же участь, что и чеховский «Вишневый сад».
Сменились эпохи, и в тихие дачные пригороды устремились промышленники. Их привлекала готовая инфраструктура, наличие железной дороги, а главное — близость к Москве. На рубеже XIX и XX веков в Ростокино один за другим появляются заводы. Не очень большие, однако многое изменившие для местных жителей, которые из крестьян превратились в токарей, слесарей и других профессиональных рабочих.
Здания тех предприятий и сейчас стоят на правом берегу Яузы. Это, прежде всего, большая текстильная фабрика, краснокирпичные корпуса которой возвели еще в 1870-х. Трудно представить, но тогда там было всего 27 деревянных чанов, где рабочие окрашивали ткани. За ней, в сторону проспекта Мира, расположены несколько заводов военного толка, а дальше, уже у перекрестка, склады фабрики детской мебели аж 1903 года.
А вот на левом берегу, где Леоново, все, как и в старину, приспособлено для отдыха и прогулок. Уже в наше время заброшенные аллеи усадьбы были переформатированы в ухоженный парк, получивший название «Сад будущего». Через него можно дойти до небольшого сквера на пересечении улицы Докукина и 2-го проезда Леонова. Еще двадцать лет назад среди зарослей стоял деревенский дом, напоминая собой об ушедших эпохах. И, как рассказывают местные жители, в его окнах до последнего дня горел свет.
И, конечно, говоря о Ростокино, невозможно не вспомнить о киностудии имени Горького и ВГИКе. Пожалуй, это такие же знаковые достопримечательности района, как акведук.
Сейчас уже трудно сказать, почему для главного в стране и, более того, первого в мире государственного кинематографического вуза была выбран этот район, ведь в то время он считался окраиной — граница Москвы и области проходила по линии железнодорожного кольца. Вероятно, сказалась близость ВДНХ, которая создавалась для демонстрации достижений советского государства — а уж в кино СССР действительно был первопроходцем, достаточно вспомнить Сергея Эйзенштейна, имя которого носит одна из ростокинских улиц.
Вообще, жизнь в довоенноенной и послевоенной Москве была устроена как бы плотнее. Василий Шукшин, увековеченный в тройном памятнике — также Геннадию Шпаликову и Андрею Тарковскому — у главного входа ВГИКа, жил здесь неподалеку — на улице Бочкова в Алексеевском районе. Вполне можно представить, как он приходил пешком в альма-матер. Шпаликов, который проводил время со студентами-вгиковцами в пивной у ВДНХ, там же придумал сценарий своего первого полнометражного фильма «Причал» —историю любви девушки и шкипера, плывущих на барже по Москве-реке. (К сожалению, из-за стечения ряда обстоятельств фильм не был снят). У родственников на Звездном бульваре, тоже совсем недалеко, жил с семьей молодой Тарковский.
В общем, будто бы не случайно само слово «кино» спрятано в названии района.