mos.ru
Назад
виртуальные экскурсии

Билет на дилижанс, сабля и кружка: заглядываем в коллекцию Музея Зеленограда

Главный хранитель Музея Зеленограда Татьяна Сильянова проведет для нас виртуальную экскурсию по выставочному пространству.

Коронационная кружка

Особое место в коллекции музея занимает коронационная эмалированная кружка XIX века с изображением двуглавого орла. Такие кружки входили в состав печально известных царских подарков, подготовленных в честь коронации императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. Четыре тысячи сувенирных кульков, которые раздавали 18 мая 1896 года во время гуляний на Ходынском поле, стали главной причиной массового скопления народа.

Вместе с кружкой в яркий платок, заменявший подарочную упаковку, были завернуты вяземский пряник, сайка, колбаса и мешок с орехами и сладостями. В гуще трагических событий, развернувшихся на Ходынке, оказался писатель и журналист Владимир Гиляровский, который в своих воспоминаниях главной причиной ажиотажа и смертельной давки называет эти «хорошенькие эмалевые, белые с золотом и гербом, разноцветно разрисованные кружки».

В музей этот экспонат передали жители Зеленограда в 1982 году.

Фото: mos.ru

Пианино Diederichs Frères

На пианино фирмы «Братья Р. и А. Дидерихс» в начале XX века играл русский певец и драматический тенор Дмитрий Тархов. Оно принадлежало другу певца по фамилии Шевалдин. Бывая у него в гостях, Тархов часто садился за инструмент.

Он увлекался пением с детства — параллельно с учебой на юридическом факультете Московского университета юноша занимался в консерватории в классе оперной певицы Варвары Зарудной. В 1920-х Дмитрий Федорович работал в московских театрах, а с середины 1930-х пел на Всесоюзном радио. Тархов писал стихи, переводил на русский язык оперные либретто и преподавал в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных.

Музыкальный инструмент интересен и своим происхождением. Diederichs Frères («Братья Дидерихс») — первая фортепианная фирма, открытая в Российской империи в 1810 году. Мастерскую, которая постепенно выросла в завод, основал купец Федор (Фридрих) Дидерихс. Его сыновья Андрей и Роберт пошли по стопам отца, и позже фирма сменила название на «Братья Р. и А. Дидерихс». Предприятие прекратило свое существование в 1918 году, выпустив за 108 лет работы около 18 тысяч роялей и пианино.


Немецкая парадная сабля

Значительную часть коллекции музея составляют предметы, связанные с Великой Отечественной войной. Интересным экспонатом является немецкая парадная сабля с узким изогнутым клинком и украшением на эфесе в виде львиной головы с рубиновыми глазками. Сабля была изъята из эшелона, который вез экипировку для парада войск вермахта на Красной площади.

Оружие музею передал Владимир Григорьевский — ветеран Великой Отечественной войны, который воевал на Западном, Северо-Кавказском, Брянском, 1-м Украинском, Забайкальском фронтах. Он был удостоен орденов Красной Звезды, Отечественной войны II степени и других правительственных наград.

Фото: mos.ru

Брошюра «В бой за Родину»

Сборник песен Великой Отечественной войны «В бой за Родину», изданный в 1942 году, — это маленькая книжка с песнями советских композиторов для исполнения в сопровождении фортепиано или баяна. В сборнике 15 произведений, шесть из них — песни на слова Василия Лебедева-Кумача, среди которых знаменитая «На врага! За Родину, вперед!» на музыку Исаака Дунаевского.

Суровое время,

Горячее время

Пришло для отчизны родной.

Вставай, подымайся,

Советское племя,

На подвиг и труд боевой.

Тверже шаг,

Ряды держите строже,

Тверже шаг,

За нами весь народ.

Будет враг навеки

Уничтожен.

На врага! За Родину, вперед!

Музыку на эти стихи Лебедева-Кумача написали многие советские композиторы (Вано Мурадели, Семен Чернецкий), но известной песня стала именно благодаря версии Дунаевского, которая прозвучала в 1941 году в фильме «Боевой киносборник № 2».

Билет на дилижанс 1831 года

Среди экспонатов Музея Зеленограда есть и проездные билеты, например билет на дилижанс из Санкт-Петербурга в Москву от 21 апреля 1831 года. В 1830-е железнодорожного сообщения между городами еще не существовало и добраться быстро из одной столицы в другую можно было только на дилижансе. Большая общественная карета, запряженная четверкой лошадей, перевозила не только пассажиров, но и почту. Внутри дилижанс был разделен перегородкой, часть пассажиров сидела по ходу движения, часть — против. Из Петербурга кареты отправлялись ровно в 10 часов утра и добирались до Москвы за несколько суток. В дороге останавливались лишь для смены лошадей и «по одному часу для обеда и ужина и по получасу для завтрака».

Для поездки нужно было приобрести билет, в котором указывались дата отправления и место в карете. За день до отъезда каждый пассажир должен был принести в контору дилижансов паспорт и разрешение от полиции на свободный выезд. Когда карета прибывала на место, паспорта возвращали клиентам в обмен на проездные билеты. Стоимость путешествия варьировалась от 120 до 60 рублей в зависимости от времени года и места в дилижансе. Поездка внутри обходилась в 120 рублей, а места на сиденьях, расположенных над козлами, стоили в два раза дешевле — 60 рублей летом и 75 рублей зимой.

Фото: mos.ru

Источник: mos.ru и агентство «Мосгортур»


Поделиться
Другие статьи по темам
Сферы
Музеи
Районы статьи
Савелки
Читайте также
Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies