Никольскую улицу принято называть «улицей Просвещения» – именно здесь в середине XVII века открылась первая высшая школа Москвы – Славяно-греко-латинская академия. В XIX веке Никольская стала одной из самых популярных торговых улиц города. В 1899 году Петербургское общество страхований арендовало участок по соседству с Казанским собором. Вскоре здесь началось строительство новых торговых рядов.
Здание возводили по проекту архитектора Льва Кекушева, на тот момент уже признанного мастера модерна. Ассиметричную постойку, левая часть которой длиннее на один проем (именно здесь находился парадный вход и лестница, соединявшая все три этажа), венчает плавно изгибающийся волнообразный карниз, над которым возвышается массивный четырехгранный купол с окнами-люкарнами, гребнем и декоративными вазами. Парадный фасад украшают арочные проемы окон. Лепные львиные маски – фирменный знак Кекушева. На аттиках в центральной части тоже планировалось поставить скульптуры, но их так и не установили.
Со стороны двора на уровне второго и третьего этажей шли металлические галереи, по которым можно было переходить из одного магазина в другой. К сожалению, они были утрачены.
Внутренней отделкой занимался архитектор Сергей Шуцман, ученик и помощник Льва Кекушева. Работы велись очень быстро, потому что заказчик привлекал средства, выделенные на строительство гостиницы «Метрополь», которую Петербургское общество страхований возводило в это же время в Театральном проезде.
В Никольских рядах торговали шляпами, обоями, изделиями из кожи, музыкальными инструментами и многими другими товарами. Позже, в советское время, здесь располагались административные учреждения, пункт приема, сберегательная касса, кафе.
Чудотворная икона Казанской Божьей Матери прибыла в Москву в 1612 году вместе со вторым ополчением, которым руководили Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский. 22 октября, накануне решающего сражения, перед иконой молились воины. Через восемь лет, в 1620-м, в память об этом на Красной площади возвели деревянную Казанскую церковь.
Каменный храм построили в 1636 году, он получил статус патриаршего. Два раза в год к нему устраивали крестные ходы: 8 июля (в день обретения чудотворной иконы) и 22 октября (в день освобождения Москвы). Небольшой одноглавый храм венчала четырехъярусная горка килевидных кокошников – так называется декоративный элемент в форме полукруга с внешним заострением, напоминающий традиционный женский головной убор. Казанский собор – один из ранних, но ярких образцов «огненных» храмов, ведь такие кокошники символизировали пламенную, «огненную» веру.
В течение XVIII – XIX веков храм неоднократно перестраивали: сделали новый декор окон и карнизов, сломали галерею, южный придел и шатровую колокольню. Вместо открытой паперти на западном фасаде появилась большая трапезная с крыльцом перед ней, а в начале XIX века на месте крыльца перед трапезной выстроили новую колокольню. Храм полностью обрел классицистический облик. В 1860-х колокольню надстроили третьим ярусом, а весь декор еще раз изменили.
В 1927 году храм начал исследовать и реставрировать известный ученый Петр Барановский, спасший не один памятник храмовой архитектуры. Работы шли медленно из-за скудного финансирования, в 1930 году остановились, а к 1936-му году храм было решено снести. На этом месте планировалось построить ритуальный зал музея Владимира Ленина, чтобы принимать там октябрят в пионеры.
Барановского в это время не было в Москве – в 1933 году он был сослан в Сибирь. Вернувшись весной 1936-го, архитектор первым делом отправился на Красную площадь, хотя находиться в столице не мог – место жительства ему определили за 101-м километром. Он застал процесс разрушения храма и стал ежедневно, рискуя свободой, приезжать в Москву из Александрова, чтобы обмерить исчезающий Казанский собор.
Благодаря его записям в начале 1990-х годов удалось приступить к воссозданию храма на прежнем месте. Работами руководил его ученик Олег Журин. 4 ноября 1993 года состоялось освящение Казанского собора.
На Варварке, в здании с островерхими крышами и фигурными печными трубами располагались самое старое в Москве английское посольство и торговое представительство – резиденция Московской торговой компании. В 1533 году из Лондона отправились три корабля, чтобы через северо-восток найти новый торговый путь в Индию и Китай. Два из них были заперты льдами в северных водах.
Добраться до берега удалось лишь кораблю «Эдуард – Благое Начинание» под командованием Ричарда Ченслора. Правда, причалил он не к индийским берегам, а в устье Северной Двины, где команду радушно встретили местные жители. В 1554-м англичане прибыли ко двору Ивана Грозного, где царь, заинтересованный в установлении торговых связей с Европой, устроил им прием. Англичане отбыли на родину, после чего в Лондоне и появилась Московская торговая компания.
В 1556 году Иван Грозный пожаловал торговой компании двор богатого купца Ивана Бобрищева и дал право беспошлинной торговли. Так англичане начали ввозить в Московию сукна, оружие, свинец, серу, селитру, предметы роскоши и вывозить из нее лен, воск, мех и пеньку. Со временем беспошлинная торговля англичан стала вызывать противодействие русских купцов.
В 1649 году под предлогом свержения и казни короля Англии Карла I царь Алексей Михайлович запретил всю английскую торговлю. В палатах поочередно располагались Посольский приказ, подворье нижегородского митрополита, а при Петре I – и вовсе арифметическая школа. В XVIII–XIX веках здание находилось в купеческих руках. В советское время, вплоть до конца 1960-х годов палаты занимала библиотека иностранной литературы, которую в народе называли «Разинкой», поскольку Варварка была переименована в улицу Степана Разина.
На протяжении столетий палаты неоднократно перестраивались и к 1960-м годам выглядели как обычное четырехэтажное ничем не примечательное здание. Возвращение палат из небытия началось в 1967 году в связи с общей реконструкцией Зарядья. В 1994 году их посетила королева Великобритании Елизавета II. Сегодня в палатах расположен филиал Музея Москвы «Старый английский двор».
В 1899 году в Старопанском переулке купец Василий Аршинов арендовал у расположенной по соседству церкви Косьмы и Дамиана участок земли с целью строительства нового конторского здания. Проект Аршинов заказал архитектору Федору Шехтелю, и здание получилось очень интересным. Торговый дом «Аршинов и Ко» – один из самых ранних образцов московского модерна.
Фасад украшает колоссальное арочное окно, занимающее три этажа и разделенное лишь межэтажными перекрытиями. Верхний этаж выполнен в форме оригинального аттика с частыми окнами. По бокам здание оформляют ризалиты-эркеры. Это одна из первых построек, при создании которой Шехтель использовал типичный для модерна глазурованный кирпич. Он эффектно контрастирует с гладко оштукатуренными поверхностями стен и белыми лепными декоративными деталями, среди которых обращают на себя внимание традиционные для московского модерна изображения женских головок. Прежде фасад здания был украшен панелями из красного дерева и бронзовыми дверными ручками, одна из которых чудом сохранилась. Внутри конструкцию здания поддерживают тонкие металлические колонны, что позволило организовать здесь свободную планировку. Каждый этаж представлял собой огромный зал, в правом углу располагалась узкая лестница, а вплотную к задней стене – лифт.
Владелец здания Василий Аршинов прожил интересную жизнь. В 17 лет он пришел в Москву из Саранска и устроился работать в магазин владельца Даниловской мануфактуры Мещерина. Через десять лет он уже владел собственной суконной лавкой, а в 1884 году зарегистрировал «Торговый Дом В.Ф.Аршинов и Ко». В юности ему самому не удалось получить хорошее образование, но он сделал все для того, чтобы его сыновья могли заниматься тем, к чему больше всего лежит их душа. Для старшего сына Владимира, увлекавшегося минералогией, он выстроил в своем доме на Большой Ордынке лабораторию, которая позже переросла в первый в России частный научно-исследовательский институт. Младший сын Аршинова Сергей был страстным поклонником музыки. Для него отец построил консерваторию в Саратове.
Участок, на котором разместилось это владение, неоднократно менял владельцев. В январе 1761 года его приобрела Синодальная типография. Старые палаты разобрали, а на их месте появилось строение, которое называли «Новым печатным домом». В 1861-м Синодальная типография сдала дом, где находились книжная лавка и квартиры служащих, внаем фирме «А. Пороховщиков и Н. Азанчевский».
Новые хозяева решили построить на Никольской улице большой комплекс, состоящий из гостиницы, концертно-лекционного зала и торгового помещения. Гостиница с залом должны были располагаться в здании по линии Никольской улицы, а торговые площади – в полукруглом строении позади него, во дворе. Автор проекта – архитектор Роман Гедике.
Ресторан «Славянский базар» открылся в 1871 году. К 1875-му начал работать зал для публичных лекций «Русская беседа», оформленный архитекторами Андреем Гуном и Петром Кудрявцевым в стиле русского узорочья с разноцветными колонками и изразцами, резными карнизами. Для лекционного зала Пороховщиков заказал большую картину «Славянские композиторы» у художника Константина Маковского, но тот запросил 25 тысяч рублей. Тогда заказ передали молодому художнику Илье Репину, который выполнил его всего за 1500 рублей. Сейчас эта картина украшает интерьеры Московской консерватории.
В гостинице в разные годы останавливались Петр Чайковский, Алексей Суворин, Николай Римский-Корсаков, Глеб Успенский, Владимир Стасов. «Русская беседа» тоже пользовалась большой популярностью: здесь не раз выступали историки Михаил Погодин, Александр Попов и многие другие.
А вот торговое помещение, в котором располагались 50 магазинов, не приносило дохода из-за неудобной планировки и затемненности. В 1873 году по проекту Августа Вебера его переделали в ресторан. Так родился знаменитый «Славянский базар». Именно здесь Владимир Немирович-Данченко и Константин Станиславский обсуждали 21 июня 1897 года идею создания нового частного театра, который потом стал МХАТом.
Кстати, самыми популярными в ресторане были не обеды и ужины, а завтраки, проходившие с полудня до трех часов дня. Те посетители, которые оставались после трех часов, нередко заканчивали трапезу «журавлями». Так назывался запечатанный хрустальный графин, разрисованный золотыми журавлями. В него наливали дорогой коньяк – графин обходился в 50 рублей. Кто платил за коньяк, тот и получал пустой сосуд на память.
После революции в здании ресторана открыли столовую, а в 1966 году – снова ресторан, который сгорел в 1993-м. Его руины до сих пор можно увидеть во дворе. А в гостинице после 1917 года располагались Народный комиссариат юстиции, «Дворец строителей имени М.И. Калинина», еврейский театр музкомедии. В 1969 году здесь открылся Детский музыкальный театр Натальи Сац. С 1979-го его место занял Камерный музыкальный театр имени Б.А. Покровского, который находится тут до сих пор. Остальные помещения занимают офисы.
Источник: mos.ru