Уличное освещение в европейских столицах начало появляться в XVII веке. При Петре I первые фонари зажгли в Санкт-Петербурге. Однако ввести уличное освещение в Москве император-реформатор не успел… или не захотел. Фонари в «старой столице» появились уже при императрице Анне Иоанновне. В отличие от предшественника, ей нравилось бывать в Москве.
Первые масляные фонари зажглись 25 декабря (по старому стилю) 1730 года, в честь приезда членов императорской фамилии. Они были установлены в Кремле, в Китай-городе, Белом и Земляном городах и Немецкой слободе. Фонари были стеклянными. Лампы заправляли конопляным маслом. Кстати, стекло в то время было редким и дорогим материалом.
В середине XVIII века в Москве было около 600 уличных фонарей. Их число существенно увеличилось при Екатерине II — до 3,5 тысячи. В 1770-е годы она занялась преобразованием первопрестольной. При императрице была упорядочена городская застройка, дома начали строить вдоль красных линий. До этого город застраивался стихийно, улицы были извилистыми, в некоторых местах узкими, в некоторых, наоборот, широкими.
Уличные фонари в Москве не работали в короткие летние и светлые лунные ночи.
«Насколько известно из источников того времени, сначала фонари зажигали по праздникам, по особым распоряжениям императорского двора. Позже фонари стали зажигать по специальным осветительным календарям с 1 сентября по 1 мая, 18 ночей в месяц. Осветительный календарь утверждала Московская городская дума», — рассказывает Наталья Потапова.
Ситуация стала меняться только в конце XIX — начале XX века, когда появилось электрическое освещение. Сначала такие источники света могли себе позволить только очень богатые люди. Электричеством освещали сады, рестораны, владельцы которых пытались ярким светом привлечь публику.
До появления уличного освещения москвичи обязаны были зажигать по вечерам свечи в окнах своих домов или вывешивать фонари на заборах. Выходя из дома в темное время суток, жители должны были взять с собой ручной фонарь или факел.
Анна Иоанновна не стала придумывать сложные схемы для обслуживания и финансирования уличного освещения. Установили фонари за счет городской казны, а обслуживание возложили на горожан.
«Обслуживание уличного освещения стало обязанностью жителей Москвы, с которых взималась первоначально определенная плата. Фонарщиков выбирали из обывателей», — поясняет директор музея «Огни Москвы».
В начале XIX века обязанности фонарщиков выполняли солдаты, негодные к строевой службе. Им платили небольшое жалованье — 13 рублей в год.
Конструкция первых уличных осветительных приборов выглядела следующим образом: на невысоком деревянном столбе крепился металлический фонарь со стеклянными окошками и дверкой. Внутри стояла лампа с конопляным маслом. Фонари были расположены на расстоянии 20 метров друг от друга. Каждый фонарщик должен был зажечь за вечер 20–30 фонарей.
«У фонарщика была лестница, кувшин с маслом, зажигательный фонарь, потому что спичек еще не было, фитили, ножницы и другие инструменты. Масла отпускалось столько, чтобы хватило на горение фонаря до полуночи», — рассказывает Наталья Потапова.
Первоначально для фонарей использовали конопляное масло, которое можно было употреблять и в пищу. Недобросовестные фонарщики так и делали, поэтому зачастую фонари гасли намного раньше полуночи. Позже в масло стали добавлять скипидар.
Была и профессия хожалого по фонарям: он должен был обходить улицы и проверять, как работают осветительные приборы.
В начале XIX века обязанности фонарщиков стали выполнять пожарные.
В середине XIX века появились спирто-скипидарные фонари, затем — керосиновые. На московских вечерних улицах стало светлее, витрины магазинов выглядели заманчивее. Москвичи стали наряднее одеваться, выходя вечером на улицу.
В 1865 году Московская городская дума подписала 30-летний контракт с английской фирмой «Букье и Гольдсмит» на устройство в городе газового освещения. Компания построила завод, проложила газопровод и установила три тысячи газовых фонарей. Англичане справились с задачей, но потом стали терпеть убытки. Одной из главных проблем стало то, что компания изначально объявила очень низкую цену на уличный фонарь — 14 рублей 50 копеек.
«Англичане думали, что будет много частных потребителей и за счет них компания покроет расходы на уличное освещение. Однако ошиблись. Русские люди очень боялись газа. Опасались, что он может взорваться, что им можно отравиться. Некоторые москвичи не понимали, как может гореть воздух без фитиля. В результате желающих осветить дома газом оказалось слишком мало», — отмечает Наталья Потапова.
Первой и главной целью городского освещения было обеспечение безопасности на улицах в вечернее время. До появления фонарей жители редко выходили по вечерам на улицу. Их распорядок жизни зависел от смены дня и ночи. На освещенных улицах люди стали чувствовать себя более комфортно и безопасно.
«Самыми освещенными улицами были Тверская, где находился дом генерал-губернатора (сейчас в этом здании располагается Мэрия Москвы. — Прим. ред.), и Кузнецкий Мост, где было много французских лавок и магазинов. Чтобы привлечь внимание к этим заведениям, их владельцы старались осветить улицу как можно ярче», — рассказывает директор музея «Огни Москвы».
Во второй половине XIX века фонари горели до двух-трех часов ночи. Кроме улиц начали освещать бульвары и парки.
«Электрическое освещение москвичи встретили с восторгом. Раньше по городу ходили фонарщики, которые поднимались к каждому фонарю, чтобы его зажечь. И вдруг фонари вспыхивают сами и светят ослепительно ярко. Настоящее волшебство! В 1880 году в Москве было установлено 100 электрических фонарей. Они принадлежали частным владельцам. Это были богатые люди, которые могли себе позволить купить оборудование, чтобы осветить электричеством свой ресторан или парк. В саду “Эрмитаж” стояло 24 фонаря, под которыми каждый вечер собиралась публика, чтобы поаплодировать электрическому свету», — поясняет Наталья Потапова.
Последний керосиновый и газовый фонари в Москве погасли в 1932 году.
Решение отдать предпочтение электричеству было принято руководством страны согласно плану ГОЭЛРО.
В 1930-е годы электрические фонари еще включали вручную. Электромонтеры шли по специальным маршрутам от центра к окраинам, постепенно включая рубильники. Создание централизованной системы управления освещением, с помощью которой можно было включить и выключить фонари во всем городе за секунды, завершили за несколько месяцев до начала войны.
С начала Великой Отечественной войны в столице был объявлен режим общего полного затемнения. Москвичи должны были замаскировать окна домов. Также были замаскированы светофоры, выключены уличные фонари. Диспетчеры в военные годы неотрывно следили за тем, чтобы не было провокаций и никто не зажег свет. А провокации были. Например, периодически поступали звонки якобы от имени Сталина или Жукова с просьбой включить освещение на той или иной улице. Никто на эти звонки не реагировал. И вскоре начинали бомбить именно в тех районах, где просили включить свет. Полностью светомаскировку отменили только 30 апреля 1945 года.
Первоначально в электрических фонарях использовали лампы накаливания. Они освещали улицы ярким, близким к солнечному светом, однако расходовали слишком много энергии.
В послевоенное время предпринимались разные попытки экономии электроэнергии. В 1954 году на двух московских улицах установили люминесцентные энергоэффективные светильники. Но эксперимент оказался неудачным: оказалось, что лампы боятся мороза и при минусовой температуре плохо горят. В 1960-е годы на улицах появились ртутные газоразрядные лампы, которые давали голубовато-белый свет. В 1975 году установили натриевые лампы высокого давления, которые отличались необычным золотистым свечением. Они светили ярче ртутных и экономили больше энергии, но цветопередача была еще хуже.
Некоторые москвичи были недовольны, что выглядят неестественно в таком свете. Но постепенно люди привыкли, и сегодня мы уже не обращаем на это внимание. Натриевые лампы и сейчас освещают московские улицы.
Оригинальная попытка сэкономить на освещении была предпринята во время хрущевской оттепели.
«Никита Сергеевич Хрущев решил, что света в городе не должно быть много, что это излишество. Для экономии фонари в Москве “пересаживали”, то есть увеличивали между ними расстояние. И на этот перенос столбов было потрачено немало средств, возможно больше, чем сэкономили в итоге электроэнергии. Районы, где стоят дома того времени (хрущевки), были практически без уличного освещения», — говорит Наталья Потапова.
С 2010 года Москву освещают светодиодами. Они не только позволяют экономить на электроэнергии, но и создают естественное освещение.
Сегодня Москва наряду с Токио, Лондоном, Нью-Йорком и Парижем входит в пятерку самых освещенных городов мира. В вечернее время в столице включают почти миллион ламп. 350 тысяч светильников используется для архитектурного и ландшафтного освещения. 80 процентов из них светодиодные. Для наружного функционального освещения используется около 30 процентов энергоэффективных светодиодных ламп. Они в несколько раз долговечнее обычных ламп и позволяют экономить до 30 процентов электроэнергии по сравнению с натриевыми лампами высокого давления.
С 2018 года в столице реализуется программа по установке светильников со специальными контроллерами. Благодаря им можно дистанционно управлять городским освещением: регулировать яркость, проверять напряжение, контролировать режим работы.
«За последние 10 лет в столице дополнительным наружным освещением оборудовано более 26 тысяч объектов. В четыре раза увеличилось количество зданий и сооружений с архитектурно-художественной подсветкой — сегодня их более двух тысяч. Обрели неповторимый облик улицы, стали безопаснее транспортные развязки и вылетные магистрали, а дворовые территории и детские площадки — комфортнее и притягательнее. Сегодня Москва входит в пятерку самых освещенных городов мира и неизменно занимает лидирующие позиции по качеству городской среды в международных рейтингах», — отметил заместитель Мэра Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петр Бирюков.
Музей «Огни Москвы» был открыт 1980 году в Армянском переулке, в здании боярских палат XVII века. В собрании музея хранятся архивные и печатные материалы по истории освещения, фотографии и чертежи разного рода осветительных приборов, изобразительные материалы по истории Москвы. Среди экспонатов — ручные и уличные фонари, разнообразные лампы и светильники, пульты управления наружным освещением. Один из залов музея посвящен электрическим часам.
Источник: mos.ru