Первая фраза, которую передал телефон, была такая: «Лошадь не ест салат из огурцов». Произнес ее немецкий ученый Филипп Йоганн Рейс, который в 1861 году создал «телефона Рейса» для передачи музыкальных звуков. Об этом вам тоже расскажут в музее и, конечно, покажут много телефонов ─ здесь представлена богатая коллекция аппаратов, которые приобретались на антикварных аукционах и у частных лиц и имеют статус «Памятников науки и техники». Например, частный телефонный музей в Женеве был выкуплен целиком, и теперь его уникальные экспонаты можно увидеть только в Москве.
Вот еще самые интересные факты о Музее истории телефона и несколько причин его поскорее посетить.
Музей истории телефона в Москве ─ крупнейшее в Европе собрание раритетных телефонных аппаратов и аксессуаров конца XIX-середины ХХ веков. Все экспонаты – оригиналы и находятся в полностью рабочем состоянии.
Музей был создан на базе частной коллекции, и сегодня в его фондах находится более 2000 уникальных артефактов, в том числе один из первых экземпляров аппарата Морзе, телеграф Шаппа и первый телефон Белла.
Московский музей истории телефона вошел в топ-50 лучших собраний страны, заняв 33 место среди 1600 учреждений, участвовавших в народном голосовании.
Здесь можно ощутить себя в роли «телефонной барышни» и узнать, почему их рост должен был быть не ниже 165 см, а длина тела в сидячем положении с вытянутыми вверх руками - не менее 128 см. Также можно попробовать получить электрический заряд в полевых условиях – из обычного лимона, нескольких монеток и никелированных гвоздей.
Первые телефонные компании заработали в Москве и Петербурге в июле 1882 года, а уже через четыре месяца телефонная сеть в Москве насчитывала 200 пользователей. Число абонентов росло в геометрической прогрессии: в 1892 году их было уже 1250, а в 1900 году телефонные аппараты стояли в домах у 2918 москвичей.
В 1885 году московские промышленники спонсировали строительство однопроводных стальных телефонных линий между Москвой и Химками, Коломной, Подольском, Богородским, Пушкином, Одинцовом и Серпуховом. Такая связь называлась «загородной».
Первые телефонные линии в Москве прокладывали самым дешевым и быстрым способом – по крышам домов. Иногда во время грозы абонентов ударяла молния, поэтому на аппаратах сделали громоотводы. Верующие люди боялись опасных устройств, а самые набожные после разговора по телефону крестились и даже мыли руки с мылом.
В начале XIX века самый простой аппарат обходился владельцу в 30-70 рублей, а абонентская плата составляла 250 рублей в год. Какой это было роскошью, судите сами: инженер в те времена получал жалованье 24 рубля в месяц, а за 200 рублей в год можно было арендовать достойную двухкомнатную квартиру в центре столицы.
В экспозиции представлены аппараты исторических личностей, например, телефон супруги Николая II Александры Федоровны, который стоял в детской проходной комнате Александровского дворца Царского Села, а также аппарат начальника управления связи внутренних войск СССР. Кстати, по аналогичной модели в 1962 году генсек Хрущев общался с космонавтами Андрияном Николаевым и Павлом Поповичем.
Когда в середине 1960-х годов Москва стала активно расширяться, началась повальная телефонизация. Жители столицы тогда стояли в очередь «на телефон» более 15 лет ─ дольше, чем в очереди на квартиры. А в конце 1960-х в Московскую городскую телефонную сеть реформировали: отменили в телефонных номерах буквы, с которых прежде начинался номер абонента, и сделали нумерацию семизначной.