Фото: АГН «Москва»
Назад
метро

Московское метро: особенности станций «Селигерская» и «Верхние Лихоборы»

До Бескудниковского района и Западного Дегунина московское метро дотянулось к 2018 году – рекордному для столичной подземки, когда завершилось строительство целых семнадцати станций.

На густонаселенный район столичного севера с высоким пассажиропотоком (примерно 150 тысяч человек ежедневно) пока что пришлось две станции, и обе – на Люблинско-Дмитровской ветке (она же – десятая или салатовая). В истории московского метрополитена был период, когда советские зодчие, выполняя государственный заказ, играли в строителей дворцов, отводящих малейшую мысль о наземном бытовом неустройстве. Затем «золотые» времена демонстрации советского могущества сменила пора жесточайшей битвы с излишествами, и подземные чертоги более не воздвигались. Их сменил поток аскетичных станций под кафельной плиткой. Однако статус «самого красивого в мире» необходимо было оправдывать – заботиться не только о функции, но и об эстетике. Былая пышность в новое транспортное зодчество, разумеется, не вернулась, но творческие поиски индивидуального образа каждой станции продолжились. Они ведутся и сегодня. Налицо едва ли не полный отказ от мрамора, зато присутствует полированная нержавейка, алюминий, камень, бетон, эксперименты с цветом, принт на стекле — материалы и приемы понизили градус пафоса и нарочитости. Свобода интерпретаций стремится создать подчеркнуто современный образ. Весьма показательны в этом отношении новые станции Люблинско-Дмитровской линии.

Станция «Селигерская»: открыта 22 марта 2018 г.

Фото: Shutterstock

Станция получила название в память битвы за Москву – точнее, ожесточенных сражений частей Калининского фронта с немецко-фашистскими войсками на озере Селигер. Прозрачные наземные вестибюли «Селигерской» элегантно решены в стиле ар-нуво, напоминая о парижском метрополитене. История создания станции пестрит фактами многократных изменений уже принятых решений. Впервые она появилась на схеме 1965 года, а окончательно закрепилась на своем нынешнем месте в генеральном плане 1971 года — в составе ответвления Тимирязевского радиуса от станции «Петровско-Разумовская». Земляные работы начались в 1978-1979 годах, но были приостановлены, а котлован засыпан. В 2011 году к проекту вернулись.

Фото: Антон Кардашов (АГН «Москва»)
Фото: Антон Кардашов (АГН «Москва»)
Фото: Антон Кардашов (АГН «Москва»)
Фото: Антон Кардашов (АГН «Москва»)
Фото: Антон Кардашов (АГН «Москва»)

«Селигерская» должна была стать глубокой пилонной трехсводчатой станцией. Однако сегодня она островная и с мелким заложением. «Платформенная часть разделена арочными галереями на три нефа, перекрытыми сводами. Центральный неф будет выше боковых. Над арками, выложенными облицовочным кирпичом, запланирован дополнительный ярус декоративных окон, что создаст ощущение высокого светлого пространства», — рассказывал о проекте главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. Жители района уже предвкушали, как стены их будущей станции украсятся голубыми полупрозрачными витражами с эффектом струящейся воды, а сводчатые потолки напомнят о средневековых соборах Европы. Но опять что-то там срочно пересмотрели, пересчитали и путевые стены покрыли разноцветными треугольниками из композитных панелей, а цоколь спрятали под черным габбро.

Станция «Верхние Лихоборы»: открыта 22 марта 2018 г.

Фото: АГН «Москва»

С прокладкой этой станции с самого начала возникли трудности гидрогеологического характера. Метростроевцы планировали открыть «Верхние Лихоборы» раньше, в 2014 году, да столкнулись с плывуном — насыщенным водой, грунтом, обыкновенным песком. Обстоятельство сильно затруднило проведение земляных работ. Надо сказать, сегодня станции глубокого заложения — большая редкость в новой столичной подземке. «Верхние Лихоборы» в этом смысле уникальна: она стала самой глубокой из удаленных от центра станций. Прокладка подземных путей происходит с помощью тоннелепроходческих щитов. По традиции метростроевцы присваивают им женские имена. Говорят, обычай появился благодаря Ричарду Ловату, основателю канадской фирмы, выпускающей такие щиты. Он назвал щит Барбарой, в честь покровительницы подземных работ. Тоннели же «Верхних Лихоборов» пробивали «Александра», «Клавдия» и «Абигайль». 

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Фото: АГН «Москва»
Фото: Shutterstock

Что же касается внутреннего оформления, то оно идентично стилю «предыдущих» станций салатовой ветки — «Бутырская», «Фонвизинская» и «Марьина роща». Пилоны, имеющие Х-образный силуэт, со стороны центрального зала облицованы белым саянским мрамором, со стороны боковых залов — темно-красным «Россо Леванто» с коралловыми вкраплениями. Пластическая интрига создается чередованием арок. «Верхние Лихоборы» нарядно украшены также серым и черным гранитом.

Автор: Евгения Гершкович (по материалам «Дилетант Медиа»)


Поделиться
Другие статьи по темам
Сферы
Транспорт
Читайте также
Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies