Международный день шахмат отмечают 20 июля. Тема этой игры ярко отражена в истории декоративно-прикладного искусства России. Для изготовления фигур и досок в разные времена использовались самые разнообразные материалы, например дерево, кость, металл, стекло, фарфор. В коллекции музея керамики в Кускове хранится несколько комплектов шахмат 1920-1960-х годов, созданных ведущими художниками отечественной фарфоровой промышленности. О них mos.ru рассказала Софья Федорова, научный сотрудник и хранитель фонда современного фарфора Государственного музея-заповедника «Останкино и Кусково».
Шахматы «Красные и белые», изготовленные скульптором Натальей Данько, — знаковое произведение в истории раннего советского фарфора. Художница отразила противостояние двух армий во время Гражданской войны: белой (имперской) и красной (триединство пролетариата, крестьянства и армии).
Фигуры были изготовлены в 1922 году на Государственном фарфоровом заводе в Петрограде. Уже на выставке русского искусства в Берлине в том же году эти шахматы были признаны визитной карточкой агитационного фарфора.
Эпоха на блюдечке: изучаем агитационный фарфор из коллекции музея керамики в Кускове
В дальнейшем их продолжили изготавливать, однако они были достаточно дорогими — приобрести их мог далеко не каждый. Из-за этого комплекты делали преимущественно на экспорт, по заказам музеев и других организаций.
Наталья Данько была одним из ведущих скульпторов 1920-1930-х годов. С 1914-го она начала работать на Императорском фарфоровом заводе, достаточно быстро дослужившись до должности заведующей скульптурной мастерской (1919 год).
Анималистический жанр нашел отражение в шахматах «Звери Севера и Юга», также созданных на Государственном фарфоровом заводе имени М.В. Ломоносова. Они являются, пожалуй, самой известной работой скульптора Зигрид Кульбах.
В собрании музея керамики в Кускове представлены редчайшие образцы 1934 года в росписи Людмилы Протопоповой. Белый король воплощен в образе белого медведя, на его стороне — зубр, волк, лось и белка. Черную партию представляет лев и его «подданные» — тигр, зебра, слон и обезьяна.
Зигрид Кульбах в 1930 году окончила художественно-промышленный техникум при Высшем художественно-техническом институте в Ленинграде. Затем устроилась скульптором на Государственный фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова, где с 1960-го до 1976-го являлась главным художником предприятия.
«Туркменские шахматы» — широко известная работа Елизаветы Трипольской, выполненная на Дмитровском фарфоровом заводе. Через них художница заявила об особом интересе советского искусства 1920-1930-х годов к теме Востока. Более того, она и сама очень любила Среднюю Азию, так как долго прожила в Баку. Ее шахматы оценили и в советском правительстве — один экземпляр был подарен Президенту США Теодору Рузвельту.
Еще одна значимая работа Елизаветы Трипольской — шахматы «Индустрия и сельское хозяйство» («Соцсоревнование»). Как и «Туркменские шахматы», они отражают важные тенденции в жизни страны в первой половине XX века. Этот комплект посвящен стремительному развитию промышленности СССР и агитации за новую механизированную жизнь: белая партия воплощает идею механизации всех трудоемких процессов сельского хозяйства, а черная олицетворяет машиностроение и металлургию.
Елизавета Трипольская была выпускницей Ленинградского высшего художественно-технического института. Несколько лет проработала на Дмитровском фарфоровом заводе в Вербилках. Именно там было создано большинство ее фарфоровых работ.
В музее керамики также хранится редкий шахматный гарнитур первой половины 1960-х годов. Дерево стало связующим материалом этого ансамбля: фарфоровые фигуры укреплены на резных деревянных постаментах, а полем для игры служит специально спроектированный стол со столешницей наборного дерева. Яркие, в лубочной манере фигуры — это военные в мундирах и киверах, дамы в пышных платьях и кокошниках. Они были созданы художницей Дмитровского фарфорового завода Тамарой Андриановой.
Тамара Андрианова поступила в Московский институт инженеров транспорта после школы, но параллельно занималась в скульптурной студии под руководством известного скульптора Матвея Манизера. Именно там она и поняла, в какой сфере на самом деле хочет работать, и вскоре поступила в Московское высшее художественно-промышленное училище. С 1956-го по 1964-й работала на Дмитровском фарфоровом заводе.
Оперативно узнавайте главные новости в официальном телеграм-канале города Москвы.
Троице-Лыково в Строгино
«Московская A Cappella». Победители 2024