Живописное «Поволжье»: как легендарному павильону ВДНХ возвращают исторические росписи

4 августа 2020
Архитектура Москвы

Специалисты поэтапно раскрывают живописные полотна на потолках павильона № 15 «Радиоэлектроника и связь» (бывший «Поволжье»). Реставрацию проводят с использованием архивных фотографий и оригинальных материалов. Это сложная и деликатная работа. Более 60 лет росписи были заштукатурены и закрашены. Предстоит раскрыть более 100 квадратных метров красочного декора. Эти картины украшают потолочные плафоны в обрамлении лепнины. Они находятся в залах Куйбышевской, Саратовской, Ульяновской областей, а также в зале, посвященном Чувашской АССР. Полотна были написаны неизвестным художником или коллективом авторов к открытию павильона «Поволжье» в 1954 году. Примечательно, что все они выполнены на льняных холстах казеиново-масляной темперой, которые наклеивали на штукатурку. Основные сюжеты — сбор урожая в садах, животноводы с домашним скотом.

Через пять лет павильон перепрофилировали и назвали «Радиоэлектроника и связь». Часть картин закрасили обычной водоэмульсионной краской, а часть зашпаклевали или покрыли побелкой. В плафонах повесили прямоугольные светильники, для крепления которых проделали отверстия в живописных полотнах.

«О том, что в потолочных плафонах этих залов присутствует живопись, свидетельствовали архивные фотоматериалы. Поэтому перед началом работ реставраторы провели небольшие пробные расчистки и действительно обнаружили фрагменты картин», — рассказали в пресс-службе Департамента капитального ремонта города Москвы.

Сейчас художники-реставраторы работают в залах Саратовской и Куйбышевской областей. Расчистка красочного декора в других залах начнется после того, как завершатся работы по свайному укреплению фундаментов здания, поскольку этот технологический процесс нельзя останавливать.

«Картины в залах Саратовской и Куйбышевской областей были неравномерно закрашены водоэмульсионной краской, поверх которой просматривался слой поздних полимерных покрасок. Кроме того, в зале Саратовской области был еще и тонкий неравномерный слой шпаклевки, а также слой эмульсионной проклейки. Из-за того, что поверхности разные, используется разная техника раскрытия росписей. Ее выполняют в несколько этапов. На каждом составляются подробные схемы-картограммы расчищенных участков с обозначением их состояния», — добавили в столичном Департаменте капитального ремонта.

К настоящему времени в зале Куйбышевской области живопись расчищена примерно на 35 процентов. Работы проводят с большой осторожностью, чтобы не повредить картины. Краска, которой их закрасили более 60 лет назад, была нанесена неравномерно. К тому же в нее добавили пигмент, и это привело к тому, что на потолке несколько оттенков серого цвета. Участки со светлыми оттенками расчищаются легче, чем с темными. Для каждого оттенка применяют свои особые жидкости для смыва.

Картина в Куйбышевском зале выполнена по контуру плафона и посвящена животноводству. На ней уже можно рассмотреть телят, конюхов с лошадьми, свинарку с поросятами. Живопись насыщенная, плотная, заметны правки художника, которые он вносил в момент написания работы. Видны и утраты авторского красочного слоя. Предположительно, его пытались ранее счистить.

В зале Саратовской области живопись раскрыта на 75 процентов. Чтобы размягчить верхний слой водоэмульсионной краски, потолочному плафону делали бумажный компресс, смоченный в специальных реставрационных смывкахЗатем слой набухшей краски счищался с помощью скальпеля и ватных тампонов. После удаляли шпаклевку. Ее последний слой убирают мыльным раствором.

Как отметили в ведомстве, самой сложной частью работ стало удаление эмульсионной проклейки, которая буквально срослась с авторским слоем живописи. Видимо, это произошло потому, что роспись не успела состариться.

Художники-реставраторы сделали до 30 проб расчистки с применением различных реставрационных смывок, пока не подобрали подходящий состав, воздействующий на проклейку и не травмирующий авторский слой. Сейчас на картине уже заметен яблоневый сад, виден комбайнер и люди в машине — сюжет посвящен уборке урожая.

Завершить все ремонтно-реставрационные работы планируется в первом квартале 2021 года.

Первое здание павильона «Поволжье» построили к 1939 году по проекту архитектора С.Б. Знаменского. Оно представляло собой символический стальной мост над бурным каскадом вод Волги. В годы Великой Отечественной войны постройка сильно пострадала и обветшала. В 1949-м было принято постановление о строительстве нового павильона по проекту архитекторов Е.В. Яковлева и И.М. Шошенского: планировка и решение фасадов остались прежними, но были заново проработаны декор и техническое оснащение. Павильон оформили в стилистике сталинского ампира. Фасад величественного здания украсили рельефы на темы обороны Волгограда в разные годы (Царицына — в Гражданскую войну и Сталинграда — в Великую Отечественную), освоения реки Волги и мирного труда народа-победителя, а также скульптуры и портики.

На крыше установили скульптуры защитников страны — матроса и солдата, а главный вход венчала скульптурная композиция «Рабочий и колхозница» с гербом РСФСР. Вход в павильон украшала карта-витраж Поволжья с изображениями Волго-Донского канала и газопровода «Саратов — Москва». Из-под витражей с изображениями Сталинградской и Куйбышевской гидроэлектростанций на стенах боковых крыльев павильона стекали воды фонтанов, создавая иллюзию речного потока на гидроэлектростанциях. В здании было восемь экспозиционных залов: вводный зал, залы Мордовской и Чувашской АССР, Сталинградской, Саратовской, Куйбышевской, Ульяновской, Астраханской областей, лестница и три небольших подсобных помещения.

Павильон достроили в 1952 году, отделочные работы продолжались до самого открытия в 1954-м. В 1959 году его реконструировали по проекту архитектора В.М. Гольштейна, инженера И.М. Шошенского и конструктора В.А. Штабской. Затем павильон получил название «Радиоэлектроника и связь». Тогда же на фоне борьбы с излишествами пышный декор частично демонтировали, а частично закрыли новой облицовкой — алюминиевыми пластинами в духе советского модернизма. Полностью убрали портики с квадратными колоннами, сняли скульптуры, срубили часть барельефов, изменили конструкцию крыши. Павильон стал напоминать радиоприемник. На крыше разместили 57-метровую мачту с антенной для цветного телевидения.

В 2014 году облицовку здания, более полувека скрывавшую от посетителей ВДНХ исторический фасад, сняли. Сейчас павильону возвращают исторический облик образца 1950-х годов.

Фото: mos.ru
Источник: mos.ru

Поделиться
победители SUP-регаты 2024

Кубок «Москва – на волне»

Усадьбы

Троице-Лыково в Строгино

Ближайшие события
250₽ - Для взрослых

Экспозиция Дома-музея академика С. П. Королева

22 сентября 202131 декабря 2025

«Путешествие домой. Традиционное искусство России» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies