В музее-заповеднике «Коломенское» открылась выставка «Кокошник. Традиции красоты», посвященная женским головным уборам середины XVIII — конца XIX века. Экспонаты предоставили Национальный музей Республики Татарстан, этнографический музей Казанского федерального университета, музей «Новый Иерусалим» и другие культурные учреждения.
Большую часть экспозиции составляют кокошники, однако здесь можно увидеть и сборники-шамшуры, сороки, повойники, повязки и венцы, а также златотканые платки, которые часто носили вместе с головными уборами. Самые интересные экспонаты выставки и их истории — в материале mos.ru.
Кокошник — головной убор, ставший настоящим символом русского женского костюма. Свое название он получил из-за сходства с куриным гребешком: слово «кокошник» происходит от древнерусского «кокошь», что значит «курица». Носили кокошники только замужние женщины, которым полагалось покрывать голову и прятать волосы. Перед тем как надеть этот головной убор, волосы плотно заплетали в две косы и укладывали пучком.
Самый ранний кокошник, представленный на выставке, — это экспонат Национального музея Республики Татарстан. Он сохранился с середины XVIII века. В экспозиции головной убор показан в реконструкции праздничного женского костюма с сарафаном и фатой — нарядным платком, крепившимся к кокошнику. Кроме того, именно в XVIII веке в России вышли указы, разрешающие свободное ткачество, шелк стал доступен, поэтому задники многих кокошников выполняли из узорчатого или вышитого шелка.
Долгое время кокошник носили женщины всех слоев населения. Все изменилось после запрета Петра I на ношение, по его мнению, изжившего себя русского костюма. Реформы правителя коснулись дам высшего света, но не крестьянок. Кокошник, стоивший довольно больших денег, в крестьянских семьях продолжали бережно передавать из поколения в поколение, покупая новый только в случае порчи старого. В повседневной жизни этот головной убор не носили, оставляя его для торжественных случаев.
Кстати, Екатерина II, немка по происхождению, желая быть ближе к русскому народу и подчеркнуть приверженность русской культуре, иногда позировала для портретов в кокошнике и русском костюме. На выставке есть один такой портрет — он был написан неизвестным художником в 1770-х годах. Позже, в 1830-х, Николай I решил вернуться к истокам. Колоритный головной убор оставался частью придворного женского костюма вплоть до революции 1917 года.
Кокошники были очень разными. Форма головного убора зависела от области, в которой его носили. Например, кокошники жительниц Московского региона имели повойники — полотняные шапочки с очельем (удерживающей волосы твердой повязкой) и круглым донцем. Такой кокошник был не очень высоким, его украшали растительными узорами. Часто его носили кормилицы в дворянских семьях.
Более высокие кокошники свойственны для Ярославля и Костромы. В Олонецкой губернии предпочитали однорогие кокошники с выступающей надо лбом частью. Их можно отличить по изобилию украшений: именно в северных реках (например, в Северной Двине) активно намывали речной жемчуг. Двурогие кокошники, напоминающие по форме полумесяц, были распространены во Владимирской, Нижегородской губернии и в Поволжье — на картине «Портрет девушки в русском костюме», написанной неизвестным художником в первой половине XIX века, изображен как раз такой аксессуар.
Самый распространенный тип кокошника — так называемый сборник, который отличается присборенным гребнем. Он был широко распространен практически везде, в том числе в Сибири.
Кроме того, на выставке есть еще несколько марийских головных уборов, среди которых представлен шымакш: углы ткани сверху скреплены вместе и составляют колпачок, от которого отходит большое полотнище. Шымакш богато украшали вышивками, монисто и прочим. Этот головной убор закреплялся на макушке.
Во второй половине XIX века еще верили, что определенные элементы женского костюма способны оградить от нечистой силы не только свою хозяйку, но и ее семью. Считалось, что охранять семью женщине помогает ношение рогатой кички. Самый древний вариант этого головного убора представлял собой шапочку с твердым очельем. Однако позже в его облике проявились отголоски язычества — и верх кички стал принимать форму рогов. Считалось, что именно рога способны отпугнуть нечисть.
Нередки были случаи, когда и в храм женщина пыталась зайти с водруженной на голову рогатой кичкой. Церковь это запрещала и боролась с суевериями, но упрямые умелицы нашли выход: «рога» прятали, прикрывали их платком или сорокой.
На выставке представлены двурогие кички и сороки, которые носили в Рязанской и Казанской губерниях. Экспонаты приехали из этнографического музея Казанского университета.
До замужества девушки не носили кокошники, им позволялось держать волосы непокрытыми. Вместо них были предусмотрены специальные венцы и повязки. Их украшали мелким жемчугом, перламутром, бисером и закрепляли на голове шелковыми лентами, завязанными на затылке пышным бантом. Украшения нанизывали на льняную нить или конский волос, тянущиеся вдоль лобной части венца, формируя фестоны, которые спускались до бровей.
На выставке представлены девичьи очелья XVIII века, венцы и повязки XIX столетия. Кроме того, здесь есть картина Фирса Журавлева «Боярышня» (1896) — голову изображенной девушки героини украшает богато украшенная повязка.