Дворцы для народа в 1930-х, тема консолидации фронта и тыла на станциях военных лет, Кольцевая линия как храм Победы, аскетизм хрущевского периода и возрождение традиции декорирования — благодаря Московскому метрополитену можно совершить путешествие не только по столице, но и во времени. В честь 90-летия главного городского транспорта разбираемся вместе с историками, как он отражает разные эпохи.
Проекты московского метро стали разрабатывать в конце XIX века, но к строительству приступили лишь в 1931 году. Первая очередь включала в себя участок от станции «Сокольники» до «Парка культуры» с ответвлением от «Охотного Ряда» до «Смоленской». Подземное пространство сооружали новаторским методом — со станциями как мелкого, так и глубокого заложения. Это было связано со множеством подземных рек, плывунов и разломов в почве, а также с плотной застройкой и холмистостью столицы. Метро открылось 15 мая 1935 года.
«Уникальность Московского метрополитена в том, что по нему можно изучать исторические события, архитектурные, технологические и культурные вехи. В начале века метро проектировали лишь как транспорт, советские же власти решили сделать его самым красивым в мире — с дорогой отделкой и произведениями искусства. Особое значение приобрела игра со светом. Его должно было быть много, чтобы убрать ассоциацию с подземельем», — рассказала Ирина Чижевская, экскурсовод Музея транспорта Москвы.
Например, на «Кропоткинской» лампы спрятали в капителях колонн. Свет озаряет свод и рассеивается по платформе. Станция должна была стать подземным вестибюлем грандиозного Дворца Советов (в честь этого здания ее и планировали назвать), поэтому она получилась монументальной.
«Расширяющиеся вверху колонны напоминают лотосы и отсылают к древнеегипетским храмам. По легенде, министр путей сообщения СССР Лазарь Каганович был недоволен, когда понял, чем вдохновился архитектор Алексей Душкин. Тот же ответил: “У них дворцы для фараонов, а у нас — для народа!”», — поделился гид проекта «Экскурсии в метро» Владимир Горайчук.
«Комсомольская» (радиальная) показывает, что метро уже тогда было продумано до мелочей: станцию под площадью трех вокзалов построили длинной и двухуровневой, чтобы разводить потоки пассажиров. Кстати, здесь впервые в истории московского метро появились майоликовые панно с изображением метростроевцев.
С нее началась история столичного метро. Как проектировали и строили Сокольническую линиюПодземная история, или Самые интересные факты о развитии московского метроСвет, индивидуальность, целостность: как возникла современная архитектура московского метро
В 1937 году заработала «Киевская» (будущая Филевская линия). В 1938-м на Покровском радиусе открыли станции «Площадь Революции» и «Курская», а также участок Горьковского радиуса — от «Площади Свердлова» (сейчас «Театральная») до «Сокола». Вторую очередь метро уже рассматривали как бомбоубежище и закладывали на глубине, за исключением «Киевской» из-за ее близости к Москве-реке.
«Первая очередь более строгая, с оттенком авангарда, а во второй в полной мере реализовали идею подземного музея. Наступила эра помпезного соцреализма. Вливается и стиль ар-деко с его золотыми элементами и геометричностью. Пол на “Киевской” был выложен мрамором, он напоминает ковер. “Динамо” украсили фарфоровые барельефы в честь разных видов спорта: хоккея, футбола, фигурного катания. Свод “Маяковской” богат смальтовыми панно. Здесь Спасская башня, парашютисты, самолеты, мать с ребенком. Станции отражают тренды того времени: индустриализацию, ударное строительство, сытую жизнь советских людей. Проезд в метро стоил всего 30 копеек», — отметила Ирина Чижевская.
«Площадь Революции» — галерея из 76 скульптур. Это образы революционеров и советских граждан 1930-х. Матрос, крестьянин, рабочий и солдат как бы стоят у основания страны. Инженер, пограничник с собакой, птичница воплощают собой настоящее, дети — будущее.
Первая и вторая очереди связывали вокзалы и Центральный аэродром имени М.В. Фрунзе, ранее работавший на Ходынском поле, третья — промышленные районы. Замоскворецкий радиус продлили до станции «Завод имени Сталина» (сейчас «Автозаводская»). Покровский радиус прошел через «Электрозаводскую» к «Измайловскому парку культуры и отдыха имени Сталина» (сейчас «Партизанская»). Станции проектировали в довоенное время, а достраивали в разгар боевых действий. Это повлияло на их облик.
«“Павелецкая” должна была стать еще краше “Маяковской”. В проекте станция называлась “Донбасской”. Мозаичные панно по эскизам Александра Дейнеки создавал художник Владимир Фролов в Ленинграде. Они иллюстрируют промышленность и жизнь Донбасса — “всесоюзной кочегарки”. Но грянула война. Панно успели передать в Москву, а металлические конструкции оказались в зоне оккупации. Поэтому мозаики отправились на “Новокузнецкую”, а “Павелецкую” оформили из временных материалов, дополнив военными барельефами. В 1948-м ее реконструировали по проекту, схожему с первоначальным. Но возле эскалатора на выходе есть коридор, где сохранились фрагменты той самой станции, открытой еще в военные годы», — рассказала Ирина Чижевская.
На «Бауманской» можно увидеть скульптуры воина, летчика и партизанки. Барельефы на «Электрозаводской» изображают сборку артиллерийского орудия, танка и самолета. «Семеновская» также повествует об армии: на ее барельефах вылеплены винтовки, торпеды и пулеметные ленты, на медальонах — профили бойцов разных войск. Кольцевую линию замкнули в 1954 году, и она стала своего рода одой Победе. Высокие, светлые, величественные станции построены по образу храма: длинная платформа ведет к мозаике или барельефу, как к алтарю. Например, на «Новослободской» — к панно с надписью «Мир во всем мире». «Таганская», «Октябрьская», «Комсомольская» посвящены подвигу защитников Родины.
«Вся Кольцевая линия заложена на глубине — повлияла война, метро использовали как бомбоубежище. А еще на кольце применили инновацию: поезд отъезжает со станции с уклоном вниз, разгоняясь естественным образом, а к следующей поднимается в горку — это помогает тормозить. Так инженеры сэкономили электроэнергию», — уточнила гид.
Более подробно о станциях московского метро, построенных во время Великой Отечественной войны, мы рассказывали ранее. Кроме того, подвиг народа нашел свое отражение и в станциях, открытых в поздние годы.
Подземный фронт: как удавалось строить метро во время войныПодземные дворцы. Чем уникальны станции Кольцевой линии столичного метро
В 1957–1958 годах открыли «Спортивную» и «Фрунзенскую», а также первый участок Рижского радиуса от «Ботанического сада» (ныне «Проспект Мира») до «ВСХВ» (сейчас «ВДНХ»). В проектах они, как и предшественницы, были пышно декорированы. Но в 1955 году вышел указ о борьбе с архитектурными излишествами: приоритетом страны, которая активно восстанавливалась после войны, стало сооружение жилья. Дизайн новых станций упростили. Так, с «Рижской» исчезли барельефы и мозаики с латвийскими мотивами. Проектировали станции мелкого заложения, с аскетичными интерьерами. Большая часть Филевской линии и вовсе пролегает на поверхности. Символом эпохи стали станции-сороконожки.
«Их особенность — два ряда колонн, по 20 в каждом (отсюда и прозвище). Эти типовые станции были распространены в конце 1960-х — начале 1970-х. К ним относятся “Первомайская”, “Водный стадион”, “Кузьминки”. Несколько сортов мрамора для колонн, глазурованная плитка для стен, ребристые потолки, невыразительные светильники — вот и весь дизайн “сороконожек”. Зато их располагали на крупных перекрестках с выходами к разным улицам, что упрощало пересадку на автобусы», — подчеркнул Владимир Горайчук.
В 1970-х возродилась традиция украшать метро. Но декор уже не был таким броским, как в сталинскую эпоху.
«Рельефные пилоны из красного камня на “Баррикадной” ассоциируются с баррикадами революции 1905 года и каскадом знамен. “Сухаревская” раньше называлась “Колхозной”. Если присмотреться, можно увидеть, что ее пилоны выполнены в форме снопов. Витраж на “Цветном бульваре” кажется набором цветных стеклышек. Вблизи же видно цирковую тему: клоунов Юрия Никулина, Олега Попова и Михаила Румянцева, медведя на велосипеде, канатоходцев, акробатов, всадника, слона. В 1990-е внедряли новые материалы и стили, но технологически это было еще советское метро», — добавила Ирина Чижевская.
Сегодня по традиции метро Москвы каждая станция уникальна. На «Пыхтине» светильники повторяют форму авиатурбины, над эскалатором парит самолет. Станция Большой кольцевой линии (БКЛ) «Нагатинский Затон» известна огромными мозаиками рыб на стенах. Свод на «Воронцовской» украшают тысячи алюминиевых дисков, имитирующих Млечный Путь. «Давыдково» декорировано барельефами с пожарными, водолазами и медиками МЧС. А еще современное метро технологично. «Марьина Роща» БКЛ стала первой цифровой станцией, «Потапово» Сокольнической линии — первой отапливаемой наземной станцией.
«Московское метро сегодня не только одно из самых красивых, но и одно из самых комфортных в мире. В нем внедрили множество сервисов: лифты, зарядки для гаджетов, информационные стойки, вайфай. На станциях проводят экскурсии, выставки и концерты. Это настоящий город под землей», — заключила Ирина Чижевская.
Биотек, авангард и сложная игра света. Архитекторы — о дизайне станций второго участка Троицкой линии метроИгра форм и магия цвета: архитекторы — о концепциях, идеях и секретах самых красивых новых станций БКЛАрхитекторы самых красивых новых станций Большой кольцевой линии метро — об идее и реализации3D-Александра и оживающая навигация: исследуем цифровую станцию «Марьина Роща» БКЛ
Оперативно узнавайте главные новости столицы в официальном телеграм-канале города Москвы.