«Земляничная поляна». Все о новом спектакле Театра на Таганке

14 октября 2021
Культура

В Театре на Таганке состоялась первая премьера этого сезона — «Земляничная поляна». Эта постановка — дань памяти Юрию Любимову. На сцене встретились артисты двух театров, которые когда-то были в одной труппе, — Московского театра на Таганке и «Содружества актеров Таганки». Подробнее — в нашем материале.

Фильм Бергмана как источник вдохновения 

Исак Борг, 78-летний профессор медицины, отправляется из Стокгольма в Лунд — в местном университете ему должны вручить почетную ученую степень. В этом небольшом автомобильном путешествии компанию ему составляет невестка Марианна. По пути Борг посещает места своей молодости, встречает старых знакомых, вспоминает былые времена, радости и ошибки.

В основе спектакля — одноименный фильм шведского режиссера Ингмара Бергмана, который он снял в 1957 году. Профессора в картине сыграл его наставник Виктор Шёстрём — основатель классической шведской школы кинематографа. Эта роль стала последней в его жизни. В фильме также снялись Биби Андерссон, сыгравшая в общей сложности в 11 картинах Бергмана, и Ингрид Тулин, которая тоже часто работала с режиссером.

Кинолента «Земляничная поляна» стала особенной для Бергмана: она получила «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля, «Золотой глобус» и другие престижные награды. Кинокритики называли фильм одним из лучших в его карьере.

Кадр из фильма «Земляничная поляна». Режиссер Ингмар Бергман. 1957 год

Режиссер спектакля в Театре на Таганке Георгий Сурков давно мечтал создать постановку по сценарию Бергмана. Тем не менее его «Земляничная поляна» не воспроизводит кино дословно — некоторые сцены немного изменены или убраны, хотя в основном он придерживался оригинального текста и диалогов.

«Я давно хотел поработать с материалом Бергмана. Его фильмы мы постоянно обсуждали с моей сестрой — она тоже режиссер, но в другом театре. Я рад, что у меня наконец появилась возможность осуществить задумку», — говорит он.

Минимум декораций

Чтобы сосредоточить зрительское внимание прежде всего на сюжете, художница Надежда Скоморохова решила сделать минималистичные декорации. О месте, в котором в тот или иной момент находятся герои, может говорить лишь одна-единственная деталь интерьера, появляющаяся на середине сцены. Дом профессора, например, обозначают старомодной кроватью, а жилище его матери, которую он навещает по пути, — роскошным креслом. Задействовали и технические возможности самой сцены — в какой-то момент поднимающаяся платформа образует большой обеденный стол.

Машина, на которой по сюжету путешествуют Борг с невесткой, и вовсе отсутствует. Зато представить автомобильное путешествие зрителям помогает громадный экран, на который проецируют меняющиеся пейзажи — точно такие же могут быть и за окном.

В фильме Ингмар Бергман использует прием ретроспективы — события жизни героя буквально проносятся перед его глазами. Так же и в спектакле: на то, что происходило в молодости, профессор Борг смотрит со стороны. Вот он, например, мысленно переносится на земляничную поляну, будто запорошенную снегом, — там он когда-то гулял с кузиной Сарой. Герой становится непосредственным свидетелем бурных выяснений отношений и страстного поцелуя.

Немного «Седьмой печати» 

Сару, которую так часто вспоминает профессор, играет Дарья Авратинская. В этом спектакле у нее три роли — она также перевоплощается в другую Сару (с ней герой познакомился во время автопутешествия) и в Смерть, время от времени играющую с главным героем в шахматы. Только последняя в своем красном одеянии становится вносит яркие краски в спектакль, выдержанный в спокойных тонах. Образ Смерти Георгий Сурков позаимствовал из другой картины Бергмана — «Седьмой печати», прославившей его на весь мир. Как и «Земляничная поляна», этот фильм тоже был снят в 1957-м.

«Смерть — прямая отсылка к “Седьмой печати”, моему любимому фильму. Мне показалось, что здесь есть пересечение с “Земляничной поляной”, поскольку герой в начале этой картины видит во сне себя в гробу. Сон мы решили не повторять, вместо него Борг разыгрывает со Смертью шахматную партию. Пока это происходит, Смерть его не трогает, и профессор может оттянуть свой уход», — объяснил режиссер.

Авратинская признается: немногословную Смерть ей было играть интереснее всего. «Людей всегда привлекают какие-то инфернальные, мистические вещи, и я не исключение», — сказала она. Фильмы актриса перед началом репетиций не смотрела, чтобы создать свои роли с чистого листа.

Самое волнительное для нее — выйти на одну сцену с Юрием Смирновым, сыгравшим Исака Борга, Викторией Радунской (Агда, экономка профессора) и Татьяной Сидоренко (мать Исака).

«Это три величины, абсолютно для нас, молодежи, недоступные. Когда работаешь с артистами с таким опытом, то стараешься научиться у них всему. Это было самым ярким впечатлением во время репетиций», — рассказала Дарья.

На одной сцене — через много лет

Когда шла подготовка спектакля, Виктория Радунская служила в театре «Содружество актеров Таганки». Он образовался в 1993 году, когда раскололась единая труппа Театра на Таганке. С тех пор на сцену Театра на Таганке до этой премьеры артистка не выходила.

В 1984-м художественному руководителю и основателю театра Юрию Любимову пришлось уехать за границу. На его место назначили Анатолия Эфроса, а через три года, после смерти режиссера, — народного артиста РСФСР Николая Губенко. Через несколько лет Юрий Петрович вернулся в страну и был восстановлен в должности, но ему пришлось уделять время и другим проектам, поэтому между ним и Губенко возник конфликт. Николай Николаевич и часть труппы создали другой театр, «Содружество актеров Таганки», расположившийся в новой пристройке. Его сцену отделили от Театра на Таганке стеной с закрытыми переходными дверями.

«С директором Театра на Таганке Ириной Апексимовой мы давно хотели задействовать артистов из обоих театров. Это желание во многом повлияло на выбор материала для постановки — непросто было найти сюжет, в котором пожилые люди были бы на первом плане, а не в каких-то второстепенных ролях. Актерам из “Содружества” было волнительно снова выйти на эту сцену спустя почти 30 лет», — рассказал Георгий Сурков.

«Земляничная поляна», премьера которой прошла 30 сентября, в день рождения Юрия Любимова, ознаменовала новый этап в жизни обоих театров. Стало известно, что Театр на Таганке и «Содружество актеров Таганки» объединяются. Теперь это снова единая труппа.

В следующий раз спектакль покажут 13 и 24 ноября.

Фото: mos.ru
Источник: mos.ru
теги новостей
Локации

Поделиться
Московская A Cappellа

«‎Московская A Cappella»‎. Победители 2024

победители SUP-регаты 2024

Кубок «Москва – на волне»

Ближайшие события
Бесплатно

Игра стоит встреч: площадки для футбола, баскетбола, тенниса и волейбола

1 января 202331 декабря 2024

«Русский дом» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies