Главный дом городской усадьбы владельцев Трехгорной мануфактуры включили в реестр объектов культурного наследия регионального значения. В 1836 году особняк построил младший сын основателя знаменитой ткацкой фабрики Василия Прохорова Яков Васильевич. Жилое одноэтажное здание с антресолью (верхним полуэтажом) по центру возвели неподалеку от фабричных цехов в Трехгорном переулке.
Двухэтажным особняк стал в 1877 году, после того как его перестроили по проекту архитектора Александра Попова. В это время домовладение принадлежало Товариществу Прохоровской Трехгорной мануфактуры (так называлась фабрика в годы правления Ивана Яковлевича Прохорова). Антресольный этаж преобразовали в полноценный, пристроив к деревянному основанию здания двухэтажные каменные крылья. Благодаря этому особняк приобрел г-образную форму. На стыке двух его симметричных частей (северной и южной) появилась открытая балюстрада с широкой лестницей. Тогда же фасады дома декорировали в стиле классицизм. Именно в таком виде памятник дошел до наших дней.
«Помимо мемориальной ценности, связанной с династией московских промышленников Прохоровых, здание имеет и архитектурно-художественную значимость для города. Примечательно, что интерьеры особняка сохранились почти полностью. Это и резная мраморная лестница, и расписной плафон под потолком, и лепнина на стенах, и печи, выложенные майоликовыми изразцами. Такая степень сохранности — большая редкость. В южной и северной частях дома также можно увидеть карнизы с орнаментом, молдинги (накладные выпуклые планки) на стенах и оконных откосах, потолки с кессонами (углублениями в виде пчелиных сот), майоликовые панно и много других уникальных декоративных деталей. Часть из них появилась во время второй реконструкции здания, которая проводилась в 1892 году по проекту архитектора Романа Клейна. Прохоровы занимали особняк вплоть до 1918 года, пока существовала сама Трехгорная мануфактура. В советские годы в нем открылся Дворец культуры», — рассказал руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов.
Как отметил глава Департамента, отдельного внимания заслуживают фасады здания, особенно в южной части, где они богато украшены лепниной. Высокие прямоугольные окна первого этажа обрамлены лучковыми сандриками (декоративными карнизами), опирающимися на фигурные консоли в виде женских головок. Окна второго этажа также декорированы сандриками с орнаментом в виде растений. В простенках расположены медальоны с рельефным изображением маленьких херувимов. Пространство карниза между этажами украшено лепными гирляндами.
Фасады северной части здания отделаны рустом (облицовкой в виде кирпичной кладки). Тройное окно ризалита (декоративного выступа) оформлено арочным наличником, а окна первого и второго этажей обрамлены прямоугольными сандриками.
Трехгорная мануфактура — старейшее московское предприятие. Ситценабивную (или ткацкую) фабрику основал купец Василий Прохоров (1755–1815) вместе с мастером красильного дела Федором Резановым в 1799 году. Позднее он выкупил у компаньона его долю и стал единственным владельцем мануфактуры. Фабрика получила название из-за местности, в которой была расположена: урочище Три Горы существовало на левом берегу Москвы-реки с XV века.
Продукция фабрики всегда пользовалась большим спросом, неоднократно отмечалась высокими наградами на международных ярмарках в разных странах. После смерти Василия Прохорова предприятием владели его сыновья и внуки, которые были почетными жителями Москвы и меценатами. В начале 1870-х фабрика изменила юридический статус и стала Товариществом Прохоровской Трехгорной мануфактуры. Паями в нем владели члены семьи Прохоровых. В 1912 году за заслуги перед городом последний владелец фабрики Николай Прохоров получил дворянское звание. В 1918 году мануфактуру национализировали.
Сейчас территория бывшей Трехгорной мануфактуры — знаковое место для творческой молодежи столицы. В бывших фабричных цехах работают мастерские, выставочные залы, зоны коворкинга, клубы и рестораны.
Статус объекта культурного наследия обеспечивает главному дому городской усадьбы Прохоровых охрану государства. Это значит, что особняк нельзя сносить, а реставрировать его можно только под контролем Мосгорнаследия и после согласования проекта работ со специалистами ведомства.
Работа по сохранению и восстановлению памятников архитектуры в столице ведется постоянно. Список объектов культурного наследия регулярно пополняется. Только за последние семь лет охранный статус получило около 700 памятников. Из них более 370 — выявленные объекты культурного наследия, а около 330 — объекты культурного наследия федерального и регионального значения.
Недавно памятником архитектуры признали здание бывшего Филаретовского женского епархиального училища, где училась сестра Антона Чехова — Мария Павловна. В реестр объектов культурного наследия включили главный дом городской усадьбы начала XIX века в Дашкове переулке. Двухэтажное здание было построено в стиле классицизм, это образец жилой застройки Москвы начала XIX века. Одним из хозяев дома был сенатор и статский советник Андрей Дашков, в честь которого назвали переулок.
Под охрану государства взяли также дом с аптекой на Малой Бронной. Шестиэтажное здание в неоклассическом стиле было построено в 1913 году. Квартиры в нем сдавали в аренду, а внизу находились торговые лавки и мастерские. В помещении на первом этаже более века назад располагалась аптека. Примечательно, что аптека работает там и в наши дни.
Памятником архитектуры стал и доходный дом Е.К. Калиновской с асимметричным фасадом и жар-птицами над окнами. Пятиэтажное здание построили в 1911 году по проекту архитектора Эрнста-Рихарда Нирнзее в стиле позднего модерна.