В 1963 году на советские экраны вышла комедия Евгения Ташкова «Приходите завтра…». Фильм о наивной девушке из сибирской глубинки, мечтающей стать артисткой, очень полюбился зрителям. Его смотрели и пересматривали. Правда, название почему-то помнили не все, говорили просто: «Сегодня Фросю Бурлакову будут показывать».
Фильм мог не выйти на экран: его создателям пришлось столкнуться с большим количеством препятствий самого разного характера. Рассказываем, как снимали картину, что общего у главной героини и ее исполнительницы, и, конечно, прогуливаемся вместе с персонажами по московским улицам.
Фрося (Екатерина Савинова), простая девушка с двумя толстыми золотыми косами и удивительным природным певческим дарованием, приезжает из сибирского села Ельцовка в Москву — поступить в Гнесинку. Приезжает Фрося слишком поздно: вступительные экзамены уже закончились. Юная сибирячка не сдается и почти каждый день приходит в институт к профессору Соколову (Борис Бибиков), чтобы добиться прослушивания. В ответ каждый раз она слышит дежурную фразу «Приходите завтра», но в силу наивности понимает ее буквально.
Живет Фрося у известного скульптора Николая Васильевича (Анатолий Папанов). Сложно представить двух менее похожих людей. Он пресыщенный жизнью интеллигент с машиной, квартирой и домработницей (Надежда Животова), оторванный от жизни и в искусстве предпочитающий практический подход. Она чистая и искренняя, ничего не знающая ни про Станиславского, ни про Немировича-Данченко, зато всецело преданная своей мечте — петь. Как она оказалась в его квартире? Очень просто — по знакомству. Когда-то Николай Васильевич учился в школе в Запорожье, где завхозом работал Фросин знакомый, позже переехавший в Сибирь. Он-то и дал односельчанке адрес «своего человека» в столице.
Рафинированного столичного жителя простота гостьи, которая запросто спрашивает его, почему он не живет с женой, не смущает — общение с Фросей становится для него глотком чистого воздуха. «Есть в ней что-то… настоящее», — говорит о ней его подруга Наташа (Антонина Максимова). Именно это «что-то настоящее» заставляет скульптора переосмыслить свою жизнь и творчество. Он вдруг осознает, как сухо и мертво то, что выходит в последнее время из-под его рук, как мало в этом искренности и человечности. Николай Васильевич разбивает все свои работы, кроме одной, которую он создал еще в молодости, осознав, что из всех его скульптур лишь она была для людей.
Фрося тем временем добивается прослушивания. Она исполняет знаменитую шаляпинскую песню «Вдоль по Питерской» и арию Розины из «Севильского цирюльника» Россини. Потрясенный профессор Соколов уговаривает администрацию пойти ему навстречу и принять Бурлакову в порядке исключения.
Есть в картине и романтическая линия. Между Фросей и студентом Костей (Юрий Горобец) возникает дружба, которая, кажется, вот-вот перерастет в любовь. Но для Фроси существует только учеба, а Костя ее интересов не разделяет, поэтому герои расходятся в разные стороны.
«Приходите завтра...» стал самым важным фильмом в карьере актрисы Екатерины Савиновой. Не только потому, что принес ей феноменальный успех и всенародное обожание, открыл кинозрителям ее прекрасный голос (все песни своей героини актриса исполнила сама), но и потому, что рассказывал о ее собственной жизни.
Режиссер Евгений Ташков, муж Савиновой, придумал эту картину специально для жены. Он не мог смириться с тем, что талантливую актрису почти нигде не снимают. По слухам, в юности у Савиновой случился конфликт с неким известным режиссером, из-за чего она попала в негласный черный список «Мосфильма». Именно по этой причине «Приходите завтра…» снимали на Одесской киностудии.
Сценарий супруги писали вместе, взяв за основу детали биографии Савиновой. Сибирское село Ельцовка — это малая родина актрисы, фамилию Бурлакова носила ее подруга, только не Ефросинья, а Евдокия. Как и героиня фильма, юная Савинова приехала в Москву поступать во ВГИК и тоже опоздала на вступительные. Правда, история поступления у нее вышла куда более сложная, чем на экране.
Знакомого с квартирой у нее не было, поэтому, чтобы получить место в общежитии, пришлось спешно поступить в Институт инженеров землеустройства (сейчас — Государственный университет по землеустройству). Через полгода девушку приняли во ВГИК, но вскоре руководитель курса отчислил ее, посчитав, что настоящее призвание Савиновой не кино, а театр. Сама она так не думала и поступила во ВГИК еще раз благодаря оценившим ее талант руководителям мастерской Ольге Пыжовой и Борису Бибикову. Еще один штрих к фильму: именно Бибиков сыграет в «Приходите завтра…» профессора Соколова, поверившего талант юной провинциалки.
Савинова и Ташков включили в сценарий даже некоторые мелкие детали из биографии актрисы. Например, Фросин простодушный рассказ про «шесть стаканов чая после бани» (у Екатерины и ее родных действительно была такая традиция), мамино праздничное платье. А сцену, где Фрося ломится в дверь Николая Васильевича, Ташков придумал уже на основе собственной биографии. К нему как-то приехала племянница, которая, как и Фрося, не знала о существовании звонка и чуть не сломала дверь.
На Одесской киностудии сценарий «Приходите завтра…» одобрили, а исполнительницу главной роли и сценаристку... нет. Руководство посчитало, что Савинова, которой было на тот момент сильно за 30, не сможет играть юную абитуриентку. Но Ташков снимал фильм в первую очередь для жены и настоял на своем. Съемки проходили в жестком графике — 31 смена за 30 дней. Савиновой сильно нездоровилось, у нее постоянно держалась повышенная температура, врачи поставили диагноз «бруцеллез». Актрису положили в больницу, а съемки приостановили почти на год. Болезнь дала серьезные осложнения, и спустя семь лет после премьеры Савинова, еще молодая женщина, ушла из жизни.
Были трудности и другого характера. Как-то на студию приехала комиссия из Москвы посмотреть отснятый материал. Вердикт был ужасным: картина безобразная, исполнительница главной роли бесталанная, съемки свернуть. Ташков смог отстоять фильм, но это был не последний раз, когда за ленту пришлось бороться. После просмотра готового материала художественный совет снова решил отправить «Приходите завтра…» на полку. Причина была в том, что герой Анатолия Папанова якобы разбивает маску Карла Маркса. Чтобы доказать, что это была маска Герцена, у режиссера ушло почти четыре месяца.
Премьера состоялась 17 июня 1963-го. Картину в прокате посмотрели больше 15 миллионов зрителей, а Екатерина Савинова была удостоена первой и второй премий за лучшую женскую роль на Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде в 1964 году (актриса поделила премии еще с несколькими исполнительницами). Первую и вторую премии за лучшую мужскую роль получил Анатолий Папанов за роль Николая Васильевича, разделив награды с Николаем Черкасовым, сыгравшим академика Дронова в фильме «Все остается людям».
Основные съемки фильма проходили на Одесской киностудии, но многие сцены снимали в Москве.
Несколько раз мы видим дом Николая Васильевича — кирпичное здание с колоннами на одном из фасадов, широкой лестницей перед входом и фигурным заборчиком. Помните, Фрося упоминает, что это дом 23? На самом деле это дом 15 на улице Чаянова. Сейчас в нем располагается музей Российского государственного гуманитарного университета.
Еще одно важное место — это, конечно, знаменитая Гнесинка, куда мечтает поступить героиня. Академия находится на Поварской улице (тогда — улица Воровского). В фильме хорошо виден фасад здания с колоннами и барельефами русских композиторов. Среди студентов в свое время ходила байка о том, что в Гнесинку берут только тех, кто может пройти вдоль здания и назвать всех композиторов (барельефы не подписаны). Кстати, Гнесинка стала первым вузом, специально для которого построили здание в центре города. Возводить его начали еще в 1937 году, из-за войны стройку на время остановили и возобновили в 1943-м.
Поступив в институт, Фрося собирает все свои тюки и чемоданы, взваливает их на себя и направляется из дома Николая Васильевича к общежитию. Какое-то расстояние девушка проезжает на такси, но взглянув на счетчик, требует остановить, чуть не спровоцировав аварию. Фрося оказывается на Смоленской набережной, где встречает Костю. Мы видим знаменитый дом 2а, построенный в 1956 году для работников Министерства геологии СССР. Правда, он частично в строительных лесах. Также в фильме можно рассмотреть еще не надстроенный метромост, Бородинский мост и набережную Тараса Шевченко.
Уже в другой сцене Фрося и Костя разговаривают у подножия широкой лестницы. Это, конечно, Новоарбатский мост (тогда — Калининский). Его начали проектировать в 1939-м, было создано несколько вариантов, но и этот проект затормозила война, к строительству приступили только в 1954 году. Недалеко отсюда в другой сцене мы видим Николая Васильевича и Наташу. Скульптор везет свою подругу по Кутузовскому проспекту. Съемки проходили ночью, поэтому здания в кадре рассмотреть непросто, но широкий Кутузовский ни с чем не перепутаешь.
Когда Фросе передают записку от Кости и она выясняет, что тот, ничего не объяснив, навсегда уезжает из Москвы, девушка бежит на вокзал. Уезжал герой с Белорусского вокзала, и вместе с Фросей мы мечемся по перрону, заглядывая в вагоны, к сожалению безуспешно.