Выставка известного художника Михаила Врубеля в Третьяковской галерее стала самой масштабной с 1956 года. Хотя более 300 работ художника из российских и зарубежных музеев будут представлены на экспозиции до 8 марта, увидеть их не так просто: все билеты давно раскупили. Однако поклонникам Врубеля не стоит отчаиваться. Уникальные работы мастера они могут увидеть и за пределами выставки. Так, в рамках виртуальной экскурсии на сайте «Третьяковской галереи» и на сайте «Узнай Москву» можно заглянуть за стены московских особняков, которые расписывал мастер, а отдельные произведения увидеть даже на улицах Москвы.
О том, какой след в облике столицы оставила рука Врубеля, — в нашем материале.
Михаил Врубель родился в Омске в 1856 году, а в Москву приехал только в 1889-м. Тогда художник по приглашению известного мецената и промышленника Саввы Мамонтова исполнил декорации для Русской частной оперы — «Царской невесты» и «Сказки о царе Салтане». Вскоре новым талантом заинтересовались другие московские меценаты, которые пожелали, чтобы Врубель так же сказочно украсил и их дома.
«В Москве в те годы много строили, в моду вошел стиль модерн, подразумевающий сочетание функциональности и эстетики, поэтому появился спрос на работы Врубеля. Живописец Александр Бенуа уверял, что художнику несказанно повезло встретить в Москве “чудаков”, увлеченных разукрашиванием стен. На самом деле его заказчики вовсе не были чудаками. Они хотели следовать трендам, ведь такой элемент модерна, как роспись интерьера и фасада, процветал в те годы и в Европе. Так, в Австрии, к примеру, Густав Климт занимался тем же самым», — говорит Людмила Сайгина, научный сотрудник Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева.
Самому Врубелю, побывавшему в Европе, хотелось отойти от станковой живописи, перейти к чему-то более масштабному, современному и при этом фантастическому, мистическому. Таким образом, своим творчеством художник попал в тренд того времени.
Среди первых заказов Михаила Врубеля оказался особняк Елизаветы Дункер, племянницы поэта Афанасия Фета. Здание расположено по адресу: Поварская улица, дом 9/1.
«В те годы к этому особняку пристроили слева новый объем вестибюля, стену которого с тремя нишами владельцы дома решили украсить живописью. Для этого был приглашен Врубель. Художник создал триптих “Суд Париса”, а плафон на потолке вестибюля украсил цветами. Но заказчики не приняли изображение легенды о Парисе: слишком новаторской им показалась эта работа. Елизавету и ее супруга Карла Дункера не устроил и второй вариант, предложенный Врубелем. Таким образом, особняк остался без декоративных панно», — рассказала Людмила Сайгина.
Несмотря на неудачный опыт с Дункерами, художник продолжал получать заказы. Среди его клиентов — мануфактурщики Морозовы. Дома для многих из них проектировал архитектор Федор Шехтель, пригласивший Михаила Врубеля к созданию интерьеров — так сложился их творческий тандем. В частности, Шехтель и Врубель трудились над особняком Зинаиды, жены Саввы Морозова, по адресу: улица Спиридоновка, дом 17. Теперь здесь можно найти Дом приемов МИД РФ. Сегодня особняк Зинаиды и Саввы Морозовых также можно посетить во время онлайн-тура и увидеть так называемый зал Врубеля с аллегорическими панно.
«В этом здании Шехтель предложил Врубелю украсить скульптурой фонарь у основания парадной лестницы и выполнить витраж для стены напротив. Об этом эпизоде рассказал в своих мемуарах художник Константин Коровин. Савва Морозов согласился с идеей художника, но деньги платить не спешил. А Врубелю в тот момент были очень нужны средства, и художник пошел на хитрость: из дранки, тряпок, бумаги и гипса на ходу слепил эскиз скульптурной композиции “Роберт и монахини” по опере Джакомо Мейербера “Роберт-дьявол” для украшения парадной лестницы и сказал заказчику, что дело сделано. Морозов удивился быстроте художника и заплатил ему. И только тогда Врубель по-настоящему приступил к работе, а Морозову объяснил, что нужно добавить последние штрихи. Потом он создал еще и витраж с рыцарем напротив этой лестницы. Первый вариант витража находится в основной экспозиции Третьяковской галереи», — добавила Людмила Сайгина.
Для малой гостиной Врубель написал три панно на тему «Времена дня. Утро. Полдень. Вечер». Художнику из-за капризов владелицы пришлось менять композицию, переписывать готовые панно. Потом их неправильно наклеили на стены. А в 1995 году в особняке случился пожар, во время которого пострадали панно не только Врубеля, но и Богаевского и вся деревянная резная отделка. Позже живопись реставрировали мастера из Третьяковской галереи.
В 2021 году была завершена реставрация фасадов и ограды особняка. Специалисты очень бережно подошли к восстановлению объекта культурного наследия, изучали архивные материалы, сохранили подлинные элементы декора фасада и воссоздали утраченные фрагменты. Особняк на Спиридоновке стал лауреатом конкурса «Московская реставрация — 2021», специалистов наградили за лучший проект реставрации, научно-методическое руководство и организацию работ.
Стиль Врубеля настолько приглянулся Морозовым, что к художнику обратился другой представитель династии — Алексей Викулович. Получив от отца наследство в виде дома 21 в Подсосенском переулке, он захотел его перестроить, избавиться от родительского «ретроградного веяния». За дело снова взялся тандем Врубеля и Шехтеля.
«Помещение небольшого кабинета за приемной было увеличено за счет разборки потолка, что сделало его двусветным. При этом архитектор создал неожиданный прорыв пространства вверх. Украсив окна второго этажа цветными витражами, люстрой с цветными стеклами, ковром на балюстраде лестницы на второй этаж, он задал тон цветовому решению этого пространства. На стене против окон Врубель заполнил три узких простенка над лестницей виртуозно решенными композициями на тему “Фауста” Гете. На одном был изображен Фауст, на втором Маргарита, на третьем Мефистофель с учеником. Кроме того, над дверным проемом художник разместил “Полет Фауста и Маргариты”. Все эти работы сейчас в Третьяковке. Было и еще одно панно — “Фауст и Маргарита в саду”, правда, его местонахождение неизвестно», — отметила Людмила Сайгина.
Узнать больше об истории усадьбы Алексея Морозова и увидеть сохранившиеся интерьеры дома можно на виртуальной экскурсии на портале «Узнай Москву».
Михаил Врубель оформлял не только интерьеры особняков, но и их фасады. В Москве сохранились здания, стены которых стали мольбертами для художника.
Так, карнизы Дома-музея Виктора Васнецова, расположенного по адресу: переулок Васнецова, дом 13, выложены изразцами с цветочным орнаментом. Эту керамику Врубель обжигал в печах гончарной мастерской в Абрамцеве, подмосковной усадьбе Саввы Мамонтова.
«В гончарной мастерской родились многие майоликовые работы художника. Он в те годы увлекся этим направлением. Там же остались его эскизы, по которым даже после смерти Врубеля делали изразцы», — отметила Людмила Сайгина.
Кроме того, мозаичное панно художника, изображающее принцессу Грезу из пьесы французского драматурга Эдмона Ростана, удачно вписалось в рамку фасада отеля «Метрополь». С этой работой связана скандальная история.
«Врубель сначала написал панно “Принцесса Греза” для выставки в Нижнем Новгороде в 1896 году. Но жюри пришло в ужас от этого произведения: краски будто выцвели, изображение плоское, персонажи напоминают духов — ничего общего с привычными народу художниками-передвижниками. Панно отказались выставлять наотрез. Тогда Савва Мамонтов построил отдельный павильон для работ Врубеля. Позднее панно было повторено для фасада “Метрополя”» — рассказала Людмила.
Савва Мамонтов также заказал Михаилу Врубелю оформить фасад флигеля своего особняка по адресу: Садово-Спасская улица, дом 6. Мастер выложил фасад майоликой, на ворота поместил известную керамическую львиную маску, а внутри выложил изразцами два камина и две печи. Внешний декор не уцелел, а камины и печи находятся в музее «Абрамцево».
О том, каким зданиям в Москве придал красок сам Михаил Врубель, до сих пор спорят эксперты. Не обо всех домах сохранилась информация в архивах, и часто художнику приписывают работы, которые не имеют к нему отношения. Например, есть точка зрения, что мастер участвовал в создании интерьеров театра «Парадиз» (сегодня — Московский академический театр имени Владимира Маяковского) на Большой Никитской. Однако Людмила Сайгина уверяет: Врубель даже не касался этого здания.
«Театр строился в начале 80-х годов XIX века. Михаила Врубеля не было в Москве в то время, он только в 1889-м познакомился с Саввой Мамонтовым и начал пробовать себя в качестве художника-оформителя», — уточнила эксперт.
Другой распространенный миф: Врубель — автор ограды лечебницы Усольцева. Художник действительно лечился в этой клинике (сегодняшней Центральной клинической психиатрической больнице на улице 8 Марта), поскольку в начале ХХ века у него обнаружилось серьезное душевное расстройство. В стенах лечебницы живописец создал карандашные рисунки: портреты доктора Усольцева, членов его семьи, больных, санитаров, пейзажи за окном.
В 1890-е годы недалеко от клиники Шехтель построил дачу Ивану Викуловичу Морозову в Петровском парке, окружив ее красивой оградой с проездными воротами (не сохранилась).
«Ограда лечебницы доктора Усольцева выполнена намного позже. Она стилистически напоминает ограду Шехтеля. Тем не менее данных о том, кто автор сохранившейся ограды больницы, нет. Поэтому не будем приписывать эту работу Врубелю», — резюмирует Людмила Сайгина.