Собрание музея-заповедника «Царицыно» насчитывает более 60 тысяч музейных предметов. Оно состоит из нескольких фондовых коллекций в соответствии с материалом или принципом изготовления: керамики, стекла, археологии, ткачества, текстиля, живописи, графики, редкой книги, фарфора, металла и других. И о каждой из них заботятся, учитывая особые требования экспонирования и хранения. Рассказываем, как в «Царицыне» устроена система хранения музейных предметов.
Деятельность по учету и хранению музейных предметов строго регламентирована законодательством Российской Федерации. Единые правила организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций — настольная книга любого музейщика. В них отражены особенности хранения, экспонирования, упаковки, транспортировки, реставрации для каждого материала.
Коллекция музея размещается в одном помещении — этот тип хранения называется комплексным (или смешанным).
Сложность в обеспечении хранения собрания музея заключается в том, что учреждение не имеет собственного фондохранилища — мы арендуем необходимые площади у города. Уникальность работы музея в области обеспечения хранения — в приспособлении помещения, изначально не предназначенного для таких целей: это соблюдение температурно-влажностного режима и кондиционирования (использование вытяжной вентиляции), светового и биологического режимов, а также обновление специализированного оборудования для хранения. Кстати, в год 40-летия музея-заповедника мы обновили более 50 процентов оборудования
Арендованное под фондохранилище помещение — это подземное пространство площадью около трех тысяч квадратных метров, которое разделено металлической сеткой на отсеки для хранения по материалам. Внутри они оснащены специальными шкафами, драйверами, стеллажами для размещения произведений декоративно-прикладного искусства, кассетными системами для картин, валами для ковров и гобеленов.
Каждое место хранения музейного предмета имеет нумерацию, и это отражено в топографических описях. Принципы размещения систематизированы по определенным критериям: по заводам-изготовителям, мастерам, хронологии или даже просто по размерам.
Нет нужды объяснять, какой ценностью обладают все музейные предметы, поэтому меры безопасности в хранилище более чем серьезные.
«Каждый отсек в фондохранилище закреплен за хранителем музейных предметов, — рассказывает Елена Карасева. — Отсеки запирают на ключ и опечатывают личной печатью хранителя. Затем ключ убирают в отдельную колбу, которую закрывают в сейфе в специальной комнате. Фондохранилище ставят на охранную сигнализацию, за безопасностью следит и локальный пост вооруженной охраны. Вот такая сложная система. Но это и понятно: фондохранилище — объект спецназначения, туда действительно сложно попасть. Даже наши сотрудники не могут запросто заглянуть сюда к коллегам. Каждый визит строго регламентирован и фиксируется в нескольких специальных журналах и пропусках».
Для музея важно не только обезопасить предметы от кражи, разрушения и повреждения, но и обеспечить экспозиционный вид. В фондохранилище регулярно проводят осмотры — это необходимо, чтобы понять, какие предметы нуждаются в реставрации, консервации или другой профилактической обработке. Для этого приглашают специалистов-реставраторов. Каждый хранитель из команды музея несет персональную ответственность за сохранность примерно 6–10 тысяч предметов, которые необходимо осмотреть в течение года.
Музей ведет большую профилактическую работу, чтобы не допустить повреждения предметов. У каждого материала своя специфика: дерево со временем рассыхается, металл окисляется, картины покрываются кракелюром, кожа и ткани подвержены биоповреждениям, которые могут нанести моль и мелкие жучки. Избежать этих проблем «Царицыну» помогают профилактические меры, к которым с особым вниманием относятся сотрудники. Например, в музее-заповеднике регулярно раз в год весной (в очень теплое время это неэффективно) вымораживают гобелены, ковры и другие предметы из коллекции текстиля и ткачества. За год через «ледниковый период» проходит более 700 музейных предметов.
«Этот метод профилактики подсказали наши партнеры, которые специализируются на защите предметов от биоповреждений. Когда стандартные репелленты не помогают или химический состав средства может быть вреден произведению искусства, на помощь приходят низкие температуры. Экспонаты помещают в специальные контейнеры, где постепенно понижают температуру до минус 22–25 градусов в течение нескольких недель. Это безопасно для тканых изделий и эффективно с профилактической точки зрения. Мы в музее предпочитаем превентивные меры, ведь даже самая качественная реставрация сокращает срок жизни предмета. И, насколько мне известно, мы относимся к тем немногим учреждениям культуры, которые используют эту технологию в больших объемах», — отмечает Елена Карасева.
Но и без реставрации не обходится — это часть жизненного цикла музейного предмета. В «Царицыне» собственных реставрационных мастерских нет, предметы периодически покидают стены фондохранилища и отправляются в лицензированные реставрационные организации.
«В музее, к счастью, нет предметов в критическом состоянии сохранности, которым требуется срочное реставрационное вмешательство, — добавляет Елена Карасева. — Тем не менее ведется плановая реставрация. В юбилейном 2024 году мы завершаем реставрацию парадных портретов российских императоров, которые в 2006-м нам подарило Правительство Москвы».
«Царицыно» — про любовь. Интервью с директором музея-заповедника
Были случаи, когда музей проводил реставрацию и на своих площадях, фактически создавая внутри дворцового комплекса миниатюрную мастерскую со специализированным инвентарем и соблюдением всех необходимых режимов — температуры, влажности, вентиляции. В результате этого уникального опыта в 2022 году специалисты отреставрировали портрет Иоганны-Елизаветы Ангальт-Цербстской, матери Екатерины Великой, и платок золотого шитья XVII века.
Одна из важнейших составляющих деятельности службы главного хранителя — учет музейных предметов. Все учетные документы подлежат вечному хранению. В специфике учета великое множество моментов — от первичной регистрации поступающих в музей предметов до фиксации их перемещений. Например, все записи о музейных предметах вносят в книги учета только перьевыми ручками, поскольку чернила шариковых выцветают со временем. За год перья более чем 10 таких ручек приходят в негодность.
Выставочная работа тоже тесно связана с сохранностью экспонатов. Посетители видят фасад, но и за кулисами происходит множество процессов. Каждый предмет необходимо подготовить к экспонированию — это целый комплекс мер, который зависит от самого предмета. Для некоторых он включает в себя, например, обеспыливание или оформление в паспарту.
Во время проведения выставок экспонаты фактически хранятся в залах музея, а значит, учитывать все требования музейного хранения тоже необходимо. Соблюдение температурно-влажностного, светового режимов и режима безопасности осуществляют инженерно-технические службы, а постоянный контроль в залах обеспечивают хранители.
«Наибольшему риску повреждения или утраты подвержены предметы во время экспонирования. Поэтому хрупкие и мелкие размещают в витринах, все экспонаты на подиумах защищают стеклом или специальными ограждениями, картины имеют дополнительные крепления. Именно по этой причине смотрители музея так настойчиво призывают гостей оставлять рюкзаки в гардеробе или снимать с плеча. Соблюдение мер безопасности позволяет сохранить предметы для последующих поколений», — напоминает Елена Карасева.