Зачем на елке дирижабль: раскрываем тайны самой новогодней выставки в «Коломенском»

3 декабря 2017

Выставка «Хрупкое чудо на новогодней елке. К 130-летнему юбилею клинского стеклодувного промысла» состоит из трех разделов. Первый, «Истоки», рассказывает о стеклодувном деле в Клинском уезде в конце XIX — начале ХХ века и представляет предметы из коллекции Клинского музейного объединения. Второй, «Вместе со всей страной», демонстрирует разработки экспериментального Всесоюзного научно-исследовательского института (ВНИИ) игрушки, которые внедрялись в стране в 1930-е годы. Третий раздел выставки, «Фабрика “Елочка”», рассказывает о работе знаменитой клинской фабрики с 1970-х до наших дней.

Аптекарские пузырьки, продукция стекольных заводов Клинского уезда, XIX век

Эти пузырьки, которые можно увидеть в первом разделе выставки, рассказывают о богатой истории стеклодувного дела в Клину и первом стекольном заводе, открытом в Клинском уезде в 1848 году князем А.С. Меншиковым. Здесь производили аптекарские и парфюмерные флаконы, лампы, бутылки, посуду. На выставке можно увидеть разнообразную продукцию завода, среди которой отдельного упоминания заслуживает крошечный аптечный пузырек, предназначавшийся для хранения яда.

Меншиковские стекло и хрусталь были известны во всей стране. Их считали образцом хорошего вкуса и качественного исполнения. Постепенно в Клинском уезде начали появляться частные кустарные производства стекла — крестьяне, работавшие на заводе, обустраивали стеклодувные мастерские прямо в своих избах. Позже, в ХХ веке, им на смену пришли артели.

Бусы, Клинский уезд, мастерская Вюнша и Витта, XIX век

Клинские елочные игрушки можно назвать потомками недорогих женских украшений. В 1887 году в Круговской волости Клинского уезда открылась мастерская иностранных подданных А.А. Вюнша и Р.Л. Витта. В ней делали так называемые стеклянные камушные (имитирующие изделия из драгоценных камней) изделия — дутые бусы, пуговицы, мундштуки. Особенной популярностью пользовались бусы — отливавшие золотом и серебром снизки часто покупали желающие украсить свой костюм крестьянки, у которых не было средств на покупку настоящих драгоценностей. Дутые бусины использовались и по отдельности — их нашивали на одежду, концы поясов, бахрому платков.

Довольно скоро с женских шей клинские бусы перешли на лапы рождественских елок. Впервые в новом качестве они были представлены широкой публике на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году. Показ прошел успешно — вскоре дутые бусы стали ежегодным участником московского рождественского базара, который проходил в Кустарном музее.

На выставке в «Коломенском» наряду с клинскими елочными игрушками представлены традиционные женские костюмы из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника.

Дирижабль, разработка ВНИИ игрушки, 1937–1938 годы

Да-да, ничего смешного, именно ВНИИ (то есть Всесоюзный научно-исследовательский институт) игрушки. Он появился в 1930-е годы в Загорске (сейчас — Сергиев Посад), на заре становления нового государства. Чтобы расти по-советски, детям нужны были новые игрушки. Игра должна была помогать воспитывать любовь к труду — игрушки делились в основном на разнообразные конструкторы, наборы «Сделай сам» и мини-копии рабочих инструментов, приборов или машин. Не обошли вниманием и елочные игрушки.

С 1935 года, когда елка триумфально вернулась в советские дома после длительного запрета, сбросив религиозное определение «рождественская» и став идеологически нейтральной — новогодней, в институте игрушки появилась лаборатория елочных украшений, в которой разрабатывались экспериментальные образцы для артелей и заводов по всей стране.

Этот дирижабль, изготовленный в конце 1930-х и успевший повисеть на многих елках, — одна из первых разработок этой лаборатории, созданная в одной из клинский артелей. Блестящий, серебристый, почти невесомый, он должен был напоминать детям о мечте, лежащей в основе самого СССР, и одновременно не давал забыть о достижениях отечественной авиации.

Попугай, разработка ВНИИ игрушки, 1937–1938 годы

Но не все в жизни советского ребенка было подчинено практическим соображениям. Некоторые игрушки — и на елках тоже — были довольно легкомысленными. Вот, например, этот попугай — яркая экзотическая птица создана во ВНИИ игрушки одновременно с дирижаблем. Оба экспоната сегодня являются редкими образцами елочной игрушки конца 1930-х годов, сохранившимися в Художественно-педагогическом музее игрушки имени Н.Д. Бартрама.

Монтажная игрушка — самолетик, фабрика «Елочка», 2017 год

Третий раздел выставки посвящен работе клинской фабрики «Елочка», которая уже почти полвека выпускает елочные игрушки и сохраняет местные традиции стеклодувного дела. Хотя формально фабрика открылась в 1972 году, после слияния Высоковской, Решетниковской и Круговской фабрик (позже к объединению присоединилась и Клинская фабрика), ее история намного богаче и берет свое начало в конце ХIХ века, когда стеклодувы взялись за создание игрушек для елок.

В этом разделе выставки представлены старые игрушки из собрания музея елочной игрушки «Клинское подворье», а также образцы современной продукции фабрики. Такие, например, как этот самолетик — монтажная игрушка из стеклянных элементов и проволоки, неуловимо напоминающая конструктивистские разработки ВНИИ игрушки.

Источник: mos.ru

Поделиться
МУЗЕИ

Музейно-храмовый комплекс Военных сил России

SUP-карнавал

SUP-карнавал

Ближайшие события

«Путешествие домой. Традиционное искусство России» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря

«Путешествие домой. Традиционное искусство России» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies