В Музее Николая Островского (улица Тверская, дом 14) сегодня открылась выставка «Лучший город Земли». Праздничная и будничная столица представлена на полотнах московских художников и в работах скульпторов.
Каждое поколение творцов фиксирует город по-своему, и взгляд современных авторов отличается от видения их предшественников. К концу ХIХ века художники отражали замену архитектурных деталей зданий и быстрое одряхление деревянных построек, оставшихся в центральной части города и Замоскворечье. Они успевали запечатлеть, как распространялись каменные купеческие постройки, появлялись доходные жилые дома и целые кварталы малоэтажных домов в начале ХХ века. Пленэрные зарисовки художников с натуры сменили скрупулезно выполненные акварели с мельчайшими деталями, которые стали тиражироваться с помощью печатной техники.
Художники времен русского авангарда 1910-1920-х годов создали особый образ Москвы. Его можно увидеть у Натальи Гончаровой, Казимира Малевича, Николая Рериха, Роберта Фалька, Константина Юона, Ильи Машкова и других прославленных авторов.
Эту традицию продолжают современные мастера, чьи работы сегодня размещены в Музее Николая Островского.
По словам искусствоведа Елены Романовой, выставка «Лучший город Земли» — это дань уважения Москве художников. Проект соединяет их усилия, чтобы зрители смогли на плоских стенах выставочного зала увидеть внутренний объем пространства города, наполненный живыми джазовыми композициями любимых песен о Москве и кадрами из фильмов известных советских режиссеров 1950-1960-х годов.
Для Александра Юликова, представителя старшего поколения московских художников, на протяжении более чем 60 лет остается актуальной тема взаимодействия человека и мегаполиса. В его городе, словно в геометрическом пространстве, человек представляется зажатым тесным кольцом многоэтажек, где окна смотрят в глаза друг другу, как люди. Традиции поставангарда поддерживают и другие участники выставки — скульпторы Ольга Хан и Владимир Пельдяков. Ольга комбинирует реалистические формы с геометрией, применяет разные материалы. Владимир Пельдяков создал целую коллекцию крупных конструктивных и плоскостных объектов, соединив дерево, керамику, эпоксидную смолу и другие материалы.
Зрители смогут познакомиться и с полотнами членов содружества художников «Арт-бокс». Так, по мнению специалистов, работы Владимира Панкратова отличают простые монохромные композиции, в которых скрыт глубокий философский и даже мистический смысл.
Тема Москвы занимает значительное место и в творчестве Татьяны Ипатенко. Ее зарисовки центра города впечатляют цветовой гаммой, вниманием к архитектурным украшениям исторических зданий и уцелевших особняков на Варварке, в Печатниковом и Лялином переулках. Особое эмоционально-поэтическое настроение автора передается зрителю.
Искусство Веры Ельницкой, связывают с традициями, заложенными в полотнах Константина Коровина и раннего Роберта Фалька, в них есть что-то от московских пейзажей Василия Кандинского и Владимира Татлина. Композиции автора словно заманивают зрителя в таинственные городские улочки и зовут за собой на большие площади, показывают поэзию маленьких двориков и широких московских бульваров.
Умит Бек (Надежда Курбанбаева) представила на выставку графические работы на больших листах бумаги. В ее архитектурных пейзажах, выполненных соусом (инструментом для рисования в виде толстого карандаша), столица предстает таинственным городом, готовым вот-вот раствориться в летних сумерках.
Татьяна Холево отразила в своих полотнах архитектуру московских мостов, а художник-путешественник Артур Шувалов с помощью картин поделился своими впечатлениями о городе. Валентин Чопык в этот раз показал новые работы, которые, в отличие от прежних, более абстрактных и разноцветных, выполнены в спокойных и монохромных тонах. Зрители увидят картины «Отражение», «Нагатинский затон» и другие.
Выставка будет работать до 26 января 2025 года. Вход — по билету в музей. Телефон для справок: +7 495 629-85-52.
Узнать больше о музеях Москвы и купить билеты без комиссии можно на сайте.