Татьяна Доронина — одна из главных красавиц отечественных кино и театра, заставившая всех безотчетно полюбить Антуана де Сент-Экзюпери, тихо спев странную песню в «Трех тополях на Плющихе», создавшая главный женский образ 1960-х — нежной женщины-матери с загадочной улыбкой.
Сегодня Доронина возглавляет МХАТ имени Горького, где и выходит на сцену, и ставит спектакли. В новом сезоне, который 15 сентября откроется по традиции спектаклем «Васса Железнова» с Дорониной в заглавной роли, театр покажет две ее новые постановки — «Стеклянный зверинец» по пьесе Теннесси Уильямса и булгаковскую «Зойкину квартиру».
В труппу Большого драматического театра (БДТ) Татьяна Доронина попала почти случайно. В 1959-м художественный руководитель театра Георгий Александрович Товстоногов задумал поставить «Варваров» Горького, но не увидел среди штатных актрис никого на роль Надежды Монаховой. 26-летнюю артистку Доронину, недавно окончившую Школу-студию МХАТ, он нашел в Ленинградском театре имени Ленинского комсомола. С ролью нежной, покорной и верящей в любовь Надежды она справилась блестяще. И на семь лет стала одной из примадонн БДТ.
Софья в «Горе от ума» — одна из лучших работ актрисы, созданных под руководством Товстоногова: красивая женщина, знающая себе цену, царственная — такая, какую можно полюбить действительно без ума. Безуспешно пытающегося найти тепло и понимание в ее глазах Чацкого поначалу играл Сергей Юрский, затем в спектакль ввели Владимира Рецептера. Он был наслышан, каково это — работать с бесконечно талантливой, но требовательной Дорониной. Больше всего боялся провала не перед зрителем или великим худруком БДТ, а именно перед ней. Когда Доронина выразила свое одобрение, он мог только счастливо выдохнуть.
Из зрительного зала Дорониной-Софьей любовался Эдвард Радзинский (который позже стал ее мужем). После драматург не раз говорил: кто не ходил на товстоноговское «Горе от ума», вообще не был в театре.
Фильм «Старшая сестра» начался с одноименной пьесы Александра Володина, которую показывали на сцене Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова. Георгий Натансон решил экранизировать историю о прирожденной актрисе, положившей молодость на воспитание оставшейся без матери сестры, и попросил Володина сделать из пьесы сценарий. Очарованный игрой Дорониной, режиссер не рассматривал другие кандидатуры на главную роль. Однако и художественный совет, и автор сценария к его мнению отнеслись скептически, словно повторяя сцену из пьесы, в которой героиня приходит в театральное училище и выслушивает колкие замечания комиссии. «Ей не нужно сниматься в кино. Говорит она с придыханием, почти шепотом — не годится», — пытались разубедить Натансона. Но он был непреклонен.
Георгий Товстоногов выдвинул Дорониной условие: в фильме можно сниматься только в свободное от театра время. Это испытание талантливая актриса выдержала с честью: постоянно ездила из Ленинграда в Москву и обратно. Свободное время? Его не было, зато, казалось, была удовлетворенность от своей работы.
Половину картины сняли на одном дыхании.
«Мне не нравится, это не искусство!» — неожиданно заявила Доронина после просмотра отснятого материала. Слушать никого не хотела, несмотря на то что вся съемочная группа заверяла, что фильм получается очень хорошим. Тогда актриса решила показать материал своим знакомым, которым она доверяла. Те сказали, что картина гениальна. Этими знакомыми были Эдвард Радзинский и его мать.
После выхода «Старшей сестры» на экраны к Дорониной пришла всенародная слава. Журнал «Советский экран» признал ее лучшей актрисой 1967 года, а в Италии, где тоже показали картину, Доронину стали называть русской Мэрилин Монро.
Последней ролью Дорониной в БДТ стала Настасья Филипповна в «Идиоте» по роману Достоевского. В постановке Товстоногова главным героем был не князь Мышкин, а она — роковая любовь Парфена Рогожина.
Премьера «Идиота» состоялась в 1957 году. Спектакль с молодым, пока никому не известным Иннокентием Смоктуновским в роли князя Мышкина и Ниной Ольхиной в роли Настасьи Филипповны стал легендой, его называли чудом и настоящей сенсацией.
После ухода из театра Смоктуновского, не найдя ему достойной замены, Товстоногов снял «Идиота» с репертуара. Но звездный спектакль хотели видеть в Европе — и в 1966 году режиссер создал вторую редакцию, исключительно для гастролей. Роль Мышкина осталась за Смоктуновским, а остальные были перераспределены: Ольхина теперь играла генеральшу Епанчину, а роль Настасьи Филипповны исполняли Татьяна Доронина и Эмма Попова. Вместо трех актов спектакль состоял теперь из двух и в целом от эпохи Достоевского сильно ушел в современность.
Во Франции и Англии постановку принимали с восторгом. Среди зрителей на одном из показов был и французский актер Жерар Филип — после спектакля он засвидетельствовал свое почтение коллеге Дорониной и преподнес ей букет алых роз. Он не раз говорил, что эта Настасья Филипповна навсегда покорила его сердце.
«Я хочу играть в этом фильме», — решила Татьяна Доронина, когда увидела свои фотопробы. Снимки, по ее мнению, получились необычайно живыми, настоящими.
Однако съемки протекали не всегда в спокойной атмосфере. Актриса иногда не могла найти общий язык с режиссером Татьяной Лиозновой, они часто ругались. Лиознова даже говорила, что однажды Доронина чуть не довела ее до сердечного приступа. Во время одной из сцен ее героиня Нюра должна была съесть мороженое на перроне. Актриса отказалась это сделать со словами: «Вы разве не знаете, что я не люблю мороженое?» Съемочная группа замерла — до этого перечить режиссеру не мог никто. И тем более никто не ожидал, что Лиознова, чтобы не ссориться, откажется от этой сцены.
Фильм стал лучшим в карьере Лиозновой (наряду с «Семнадцатью мгновениями весны»), а также принес две премии актрисе — за лучшую женскую роль на Всесоюзном кинофестивале в Минске в 1970 году и награду Международного католического бюро по кинематографии МКФ в Мар-дель-Плата в 1968-м. А «Советский экран» еще раз назвал ее актрисой года.
Советские девушки хотели прическу, как у Дорониной, искали наряды, как у ее героинь, пели ее песни. После выхода «Трех тополей на Плющихе» песня «Нежность» Александры Пахмутовой, Сергея Гребенникова и Николая Добронравова стала хитом.
Задумав экранизировать пьесу Эдварда Радзинского «104 страницы про любовь», Георгий Натансон ни на минуту не сомневался, кого пригласить на главную роль. Конечно Доронину! Режиссер прекрасно помнил, как блестяще она справилась в прошлый раз, поэтому без раздумий предложил ей сыграть нежную бортпроводницу Наташу, полюбившую строгого физика Евдокимова и сумевшую пробиться к его душе сквозь толстую броню иронии и высокомерия.
Невероятный успех картины (за 1968 год ее посмотрели 40 миллионов зрителей) был предрешен: главные роли играли известные актеры — Татьяна Доронина, Александр Лазарев, Олег Ефремов, пьеса Радзинского была хорошо известна благодаря театральным постановкам. Как и «Старшая сестра», второй совместный фильм Натансона и Дорониной начался со спектакля в БДТ, в котором актриса играла ту же роль. Картина получила Гран-при «За мастерство режиссуры и высокие моральные качества» на Международном кинофестивале в Картахене (Колумбия).
А Татьяна Доронина после роли Наташи утвердилась в своем звездном статусе. «Вы лучшая девушка в СССР!» — вслед за физиком Евдокимовым повторяла вся страна, и, в отличие от героя Александра Лазарева, без тени иронии.
Удивительно, но формула «в главной роли — Доронина, автор сценария — Эдвард Радзинский» не всегда давала успешный результат. Фильм Константина Воинова «Чудный характер» по одноименной пьесе Радзинского в 1970 году не просто провалился в прокате, но и получил гневные отклики критиков. «Советский экран», который только что восхвалял актрису, сейчас ругал на чем свет стоит ее героиню Надежду Казакову — певицу с одним хитом в активе, замашками международной суперзвезды и не по-советски тяжелым характером.
Но Доронина, как и Казакова, никогда не обращала внимания на то, что говорят о ней другие. Для нее эта роль — одна из самых важных и любимых в карьере. «Характер у меня чудный, — говорит Надежда Казакова в фильме. — Просто его понимать надо».
Впрочем, любовь зрителей и успех у критиков вернулись со следующей ролью. В фильме «Мачеха» Олега Бондарева Доронина снова играла нежную, все прощающую и все понимающую женщину-мать, которую в ней хотели видеть. Картина стала лидером проката, Доронина вернула себе звание актрисы года по версии «Советского экрана» и получила специальный приз на МКФ в Тегеране в 1973 году.
Многие сцены «Мачехи» снимали в деревне Зарудня Коломенского района. Для местных жителей это было большим событием — своими глазами увидеть не просто как делают кино, но и саму Татьяну Доронину.
«Дульсинея Тобосская» — актерский и режиссерский дебют Олега Ефремова во МХАТе. Театр в то время переживал кризис, из которого его должен был вытащить спектакль по пьесе Александра Володина, любимца советского театрального и кинозрителя. Главную роль было решено отдать Дорониной, которая служила во МХАТе с середины шестидесятых после переезда в Москву.
Ефремов не прогадал: постановка имела большой успех, главная героиня была блистательна. Однако в том же году Татьяна ушла в Театр имени Маяковского по приглашению художественного руководителя Андрея Гончарова. Свои позиции восстановила быстро, и вот уже зрители шли «на Доронину» в другой театр. Тогда она еще не знала, что вернется в МХАТ через 12 лет, и возвращение будет по-настоящему триумфальным.
В конце 1980-х в столичных театрах одновременно показывали несколько спектаклей по пьесам Радзинского. «Старая актриса на роль Достоевского» — одна из них. За нее взялся Роман Виктюк, пригласив на главную роль Татьяну Доронину. Эту героиню до сих пор называют одной из самых интересных в ее репертуаре.
Во время работы отношения с режиссером сложились самые теплые, несмотря на то что, по словам Романа Григорьевича, на репетициях он часто доводил ее до такого состояния, что она «была готова кого-нибудь убить». Сегодня он называет Доронину великой актрисой, говорит, что она, как никто другой, чувствует миссию театра.
«Старая актриса на роль жены Достоевского» в этом году отмечает юбилей — спектакль сохраняется в репертуаре МХАТа уже 30 лет и неизменно собирает аншлаги.
«Васса Железнова», постановка одноименной пьесы Максима Горького, появилась на сцене МХАТа в 2003 году. В главной роли представить кого-то, кроме Татьяны Дорониной, довольно сложно. Кому, как не ей, сыграть женщину с сильным характером, посчитал режиссер Борис Щедрин.
До Дорониной владелицу пароходной компании Вассу Железнову играли Фаина Раневская, Вера Пашенная, Серафима Бирман. Версия Дорониной оказалась одной из самых удачных.
«Васса Железнова» ежегодно открывает новый сезон во МХАТе — это традиция. В этом году увидеть Татьяну Доронину в роли горьковской «железной леди» можно будет 15 сентября.
Музейно-храмовый комплекс Военных сил России
«Московская A Cappella». Победители 2024