Всюду сад: кураторский гид по новой выставке в музее-заповеднике «Царицыно»

29 мая 2019
Культура

Сады и парки — одна из знаковых тем в искусстве Серебряного века. Именно им посвящена новая выставка музея-заповедника «Царицыно», которая будет работать до 25 августа. Гости могут увидеть около 400 экспонатов из 20 музеев и частных собраний. Это уже второй проект куратора Бориса Соколова в «Царицыне».

Подробнее о выставке — в совместном материале mos.ru и агентства «Мосгортур».

Сад как источник вдохновения

Поэтов, писателей, художников и архитекторов Серебряного века привлекала тема садов. В своих работах они изображали зеленые зоны как особенные, таинственные и даже мистические места.

Михаил Врубель в 1900 году пишет свою знаменитую «Сирень», Виктор Борисов-Мусатов — «Призраков» (1903), Павел Кузнецов — «Голубой фонтан» (1905), Николай Сапунов — «Голубые гортензии» (1907). Сады также привлекают Василия Поленова, Александра Бенуа, Константина Сомов, Николая Милиоти и других художников.

Н. Милиоти. Сафо. Из коллекции В. Дудакова. 1928 год

В это же время английский философ и социолог Эбенизер Говард создает свою самую известную работу «Города-сады будущего», в которой он описал некий утопический город, в котором люди живут в гармонии с природой (но продолжают развивать промышленность). Он считал, что если люди расселятся по таким городам-садам, то необходимости в революциях попросту не будет.

Как появилась выставка

Идея организовать эту выставку появилась у Бориса Соколова больше 25 лет назад, после того как он побывал в заброшенной крымской усадьбе Новый Кучук-Кой. Ее в 1905 году построили для мецената Якова Жуковского, родственника Михаила Врубеля. В свое время скульптуры для парка усадьбы создал Александр Матвеев, над майоликовыми панно и мозаикой работал Павел Кузнецов, а пейзажи парка изобразил на своих холстах художник Петр Уткин.

П. Уткин. Крым. Новый Кучук-Кой. 1913 год

Борис Соколов знал, что все произведения искусства, посвященные дому и парку, находятся в разных государственных музеях и частных коллекциях. Он решил собрать все в одном месте — на одной выставке. Так появился замысел «Садов Серебряного века».

Вообще серия выставок, посвященных теме сада, в «Царицыне» проходит с 2017 года. Тогда здесь появилась первая живописная экспозиция, посвященная пейзажным паркам. Новая же выставка интересна еще и тем, что в ней представлены произведения разных видов искусства. Кроме картин, здесь можно увидеть вышивки, вазы, плакаты, бумажные веера, скульптуры. Выставлены здесь и архивные документы.

Что посмотреть

Экспонаты для выставки предоставили Третьяковская галерея, музей-заповедник «Петергоф», Русский музей, Исторический музей, Музей архитектуры имени А.В. Щусева, Музей-квартира И.И. Бродского, музеи театрального и прикладного искусства.

Выставка поделена на тематические залы. Среди того, что можно увидеть в зале «Сады памяти» — «Лунный свет» Станислава Жуковского, «Бабушкино платье» Эльзы Баклунд, пейзажи Валентина Серова и Федора Васильева, графические и живописные вещи Александра Бенуа.

Целую стену в зале «Сады мечты» занимает натюрморт Николая Сапунова, написанный в 1912 году. Здесь же показаны этюды Виктора Борисова-Мусатова. В зале «Сады символов» гостей ждут работы Михаила Врубеля, а в «Каменном саду» — проекты архитектора Федора Шехтеля и слайд-фильм, посвященный растительному декору в архитектуре. Эти снимки Борис Соколов сделал сам около 20 лет назад в Саратове, Москве, Петербурге и других городах.

В. Борисов-Мусатов. Окно. 1886 год. Государственная Третьяковская галерея

Специально для зала «Теремок» художник Нана Абдрашитова проделала большую работу: по сохранившимся фотографиям она воссоздала образцовый интерьер, придуманный в 1903 году сценографом и декоратором Александром Головиным.

Кроме того, на выставке есть театральный зал, в котором можно увидеть эскизы декораций к садовому балету «Павильон Армиды» Мариинского театра (1907). Автором либретто спектакля был Александр Бенуа, он же занимался и сценографией.

Отдельный зал посвящен той самой усадьбе Новый Кучук-Кой — в нем собраны проекты, картины, обломки мозаик и поврежденные скульптуры, которые когда-то находились там.

Для удобства гостей в каждом зале можно найти пояснения, в которых есть вся необходимая информация о том или ином экспонате. Также можно воспользоваться бесплатным аудиогидом.

Источник: mos.ru

Поделиться
Московская A Cappellа

«‎Московская A Cappella»‎. Победители 2024

SUP-карнавал

SUP-карнавал

Ближайшие события

«Классика русского наивного искусства» в Музее русского лубка и наивного искусства

2 января29 декабря

«Путешествие домой. Традиционное искусство России» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies