20 ноября новое пространство Музея моды открылось выставкой «Русский балет – мода навсегда». Проект, исследующий феномен моды на русский балет, занял три этажа Гостиного Двора. В экспозиции – произведения, созданные под впечатлением от искусства артистов балета, подлинные детали сценографии важных спектаклей, костюмы и эскизы. О том, как смотреть выставку, – в совместном материале с агентством «Мосгортур».
«Мы хотели показать русский балет во всех его проявлениях и художественных ипостасях: декорации, изобразительный и натурный костюм, сценография, зарисовки, сделанные в репетиционных залах, на занятиях в балетных классах», – рассказывает магистр изящных искусств Юрий Мальцев, ставший куратором выставки.
Центральная зона экспозиции посвящена сценографии. Здесь можно увидеть работы театрального художника Виктора Вольского (1938–2007), заслуженного деятеля искусств России. Вместе с братом Рафаилом он оформил более 200 спектаклей – не только балетных, но и оперных и драматических. Вольские сотрудничали с Большим и Малым театрами, создавали сценографию и костюмы для постановок МХАТа имени М.А. Горького и «Новой оперы», для итальянских Ла Скала и Арена ди Верона. На протяжении 20 лет братья работали над спектаклями для Камерного музыкального театра Бориса Покровского вместе с его художественным руководителем. Среди них – «Волшебная флейта» Вольфганга Амадея Моцарта, «Цезарь и Клеопатра» Георга Фридриха Генделя и «Укрощение строптивой» Виссариона Шебалина.
На выставке представлены работы еще одного важного для советской и российской балетной сценографии художника Бориса Мессерера. В экспозицию вошли картины из его цикла «Балерины», созданного в 1980 году, – «Балерина с виолончелью» и «Балерины в классе». Рядом с балеринами Мессерера – легендарная «Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица» французского художника Эдгара Дега, считающаяся одним из самых реалистичных произведений современного искусства. Конечно, не оригинал из воска (он хранится в Национальной галерее искусства в Вашингтоне), а бронзовая копия.
«Русский балет – мода навсегда» знакомит с матерью Бориса Мессерера – актрисой немого кино Анель Судакевич. Роль в картине Юрия Желябужского «Победа женщины» (1927) сделала Судакевич кинозвездой СССР. В том же году она сыграла главную женскую роль в комедии «Поцелуй Мери Пикфорд», чуть позже – еще в одном важном фильме того времени «Два-Бульди-два».
К 1930-м, когда в советское кино ворвался звук, ее кинокарьера пошла на убыль, отвергая все предложения режиссеров, Судакевич стала работать в цирке. С тех пор она появлялась на экране в небольших ролях считаные разы. После рождения сына Анель Судакевич освоила новую профессию художника по костюмам. Именно она придумала образ Олега Попова с клетчатой кепкой и создала цирковые костюмы для Юрия Никулина, с которым проработала 25 лет.
С Анель Судакевич на выставке мы встречаемся на акварелях Артура Фонвизина, известного, кстати, по работе над портретами балерин. С одной из работ авторства Фонвизина на выставке произошла почти детективная история.
«Для своей коллекции однажды я приобрел портрет Анель Судакевич художника Фонвизина, – рассказывает куратор. – Когда Борис Мессерер на открытии выставки увидел эту картину, он сказал, что это его работа и изображена на ней не Анель Судакевич, а Алла Богуславская, балерина Большого театра. На следующее утро Борис прислал мне доказательства. Теперь мы будем торжественно менять этикетку с указанием автора и модели на портрете».
На импровизированной сцене выставлены исторические костюмы из музеев и частных коллекций. Среди них – платье Майи Плисецкой, костюм Андриса Лиепы и концертный наряд Рудольфа Нуреева, который танцовщик подарил своему ученику Айдару Ахметову.
Вещи с историей соседствуют с работами молодых дизайнеров, которым было предложено поразмышлять, как должен выглядеть балетный костюм сегодня. Манекены стоят рядом с рисунками сцен из спектаклей, эскизами костюмов Татьяны Бруни, а также работами Рафаила Вольского к постановке «Балда» для Кремлевского балета.
О жизни артистов балета в танцклассах рассказывают созданные в 1967 году картины народного художника Виктора Дувидова: зарисовки с репетиций «Дон Кихота» и «Спартака» с Владимиром Васильевым, подготовка Галины Улановой и Нины Тимофеевой к балету «Легенды о любви». Многие произведения Дувидова выставляются впервые.
«Русские сезоны» Сергея Дягилева 1909 года в Париже вдохновили европейских художников на создание тематической серии произведений из фарфора. Мастера немецкой Мейсенской мануфактуры (Германия) создали целую коллекцию скульптурных композиций артистов труппы Дягилева. Заводы Тюрингии, стараясь с точностью воссоздать наряды балерин, начали использовать сложную технологию фарфорового кружева. Самыми популярными образами для хрупкой продукции немецких фабрик стали герои Вацлава Нижинского, Тамары Карсавиной и Анны Павловой.
Эти сокровища скрыты в фарфоровой комнате, куда можно попасть только в сопровождении экскурсовода. Помимо статуэток танцовщиц, с которых началась мировая слава русского балета, здесь можно увидеть полотна художников, работавших в театре: Льва Бакста, Александра Бенуа и Мстислава Добужинского.
Один из главных героев выставки – Рудольф Нуреев, совершивший «прыжок в свободу», отказавшись в 1961 году возвращаться на родину из Парижа. Нуреев стал первым невозвращенцем среди советских артистов. Его судьбе – артистической и человеческой – посвящены работы нескольких современных художников.
«Изначально именно Рудольф Нуреев подвиг меня на балетную историю, – признается автор выставки. – В этом году исполнилось 30 лет с момента его приезда в СССР после бегства: 20 ноября 1989 года Нуреев танцевал в балете “Сильфида” на сцене родного Кировского театра. Я познакомился с его близкими друзьями, которые рассказали мне о подробностях его жизни. Все начиналось с Нуреева, но вскоре выставка сильно разрослась и превратилась в большой проект о балете».
После завершения танцевальной карьеры Владимир Васильев добавил к режиссерской и педагогической деятельности занятия поэзией и живописью. Он пишет картины уже больше 20 лет. Работает в разных техниках, но предпочитает акварель. «Русский балет – мода навсегда» знакомит с этой стороной его жизни: выставка в выставке «Танцующая кисть» – единственная часть экспозиции, не связанная с балетом напрямую.
Почти все картины Васильева – пейзажи, сделанные в любимых местах: Бразилии, Италии и России. Постоянный герой его полотен – любимая Рыжевка, деревня в Костромской области, где артист любил отдыхать с женой и партнершей по сцене Екатериной Максимовой.
«Выставка акварелей Васильева – это такая кофейная баночка в магазине парфюма. Когда пробуешь много запахов сразу, нужно как-то нейтрализовать их эффект. Обновить восприятие. И это как раз тот случай», – говорит куратор.
Выставку «Русский балет – мода навсегда» можно увидеть в Музее моды (улица Ильинка, дом 4) до 26 января.