Увидеть, как точно выглядели знакомые места Москвы в начале XIX века и раньше, к сожалению, не получится, но составить определенное впечатление помогут произведения искусства. На своих акварелях Алексей Бакарев, Иосиф Шарлемань, Илларион Мошков и Николай Маковский запечатлели известные храмы и усадьбы, царский дворец и многое другое. О том, какие перемены произошли со времен создания этих работ, mos.ru рассказал член Общественной палаты города Москвы, историк Москвы, гид, радиоведущий, главный редактор журнала «Московское наследие» Филипп Смирнов.
Акварели предоставил Государственный исторический музей.
Главной достопримечательностью загородной резиденции московских великих князей и царей был деревянный дворец царя Алексея Михайловича, разобранный в 1770-е годы (и перед этим тщательно обмеренный). Тот четырехэтажный дворец, который Алексей Бакарев изобразил на акварели справа от шатровой церкви Вознесения Господня, построили по приказу Екатерины II в 1776–1777 годах на месте скотного и конюшенного дворов старого дворца. В 1826-м его перестроили, а в середине XIX века разобрали. Между дворцом и церковью Вознесения виднеется пятиглавый храм Казанской Иконы Божией Матери, возведенный в середине XVII века (домовая церковь дворца Алексея Михайловича). Слева от храма Вознесения — колокольня церкви Святого Георгия XVI века. Далее за оврагом видна церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в селе Дьякове, построенная в середине XVI века.
Довольно серьезно в Коломенском изменилась часть береговой линии. По-другому устроено пространство самой деревни Дьяково — она находится, если смотреть на церковь Вознесения, со стороны реки, по левую руку. Там до 80-х годов ХХ века были деревенские дома — люди жили в них, пасли рядом скот, но были прописаны в Москве, интересный феномен. Если смотреть в другую сторону, изменилось само течение реки — там в 1930-е годы появилось пространство судоремонтного завода и два шлюза Перервинской плотины. Изменилась ширина реки и ее течение — оно получилось чуть-чуть спрямленное. Летом река мелела, песчаная отмель была очень большой. Говорят даже, что во времена Екатерины Великой можно было перейти с одного берега на другой к Николо-Перервинскому монастырю вброд по песчаным отмелям. Сейчас это решительно невозможно, потому что уровень реки изменился в 1930-е, во время обводнения Москвы
Московский Воспитательный дом для приносных детей и бедных родильниц учредила Екатерина II указом от 1 сентября 1763 года. Инициатором создания был выдающийся государственный деятель Иван Бецкой. Он разработал и проект каменного здания, взяв за основу подобные заведения в Западной Европе. 21 апреля 1764-го, в день рождения императрицы, на берегу Москвы-реки близ Кремля прошла торжественная церемония закладки монументального каменного здания. Строительство длилось вплоть до 1790-х годов.
«Это действительно очень характерный для Москвы вид. Сейчас, к сожалению, Воспитательный дом завешен строительной сеткой из-за реставрационных работ. Здание в XVIII веке возвел архитектор Карл Бланк. Осталось довольно много интересных его строений в Москве — в частности, церковь Николая Чудотворца в Звонарях (угол Рождественки и Звонарского переулка), очень похожая по архитектуре на Воспитательный дом. Еще одно сохранившееся здание Бланка, которое может считаться некоторым родственником Воспитательного дома, находится на углу Маросейки и Лубянского проезда — замечательный дом с аптекой внизу, с полукруглой ротондой. В нем потом останавливался маршал Мортье. На постройке Воспитательного дома Карл Бланк неплохо заработал и решил для своей семьи (она у него была обширная) построить этот дом. Но амбиции были слишком велики, и архитектор не смог его завершить», — отмечает Филипп Смирнов.
Дом Карл Бланк продал, не окончив строительство, графу Алексею Разумовскому, который разводился тогда с Варварой Шереметевой, и достроил уже на его деньги. Кстати, это был очень значимый развод перед войной 1812 года, потому что Шереметева была самой богатой невестой Москвы, а граф — потомком того самого Разумовского, фаворита Елизаветы Петровны.
Воспитательный дом — самый протяженный фасад XVIII века в Москве. Здание очень серьезно послужило городу — его создание стало сильным рывком в сфере благотворительности: после возникновения Воспитательного дома, на который пожертвовали и Иван Бецкой, и Прокофий Демидов, и сама Екатерина II, в Москве повсеместно стали появляться другие богадельни и училища, чуть более скромные.
«Это было здание, которое предназначалось более чем для пяти тысяч воспитанников с постоянным проживанием. Затем оно способствовало развитию акушерства и гинекологии, потому что там долгое время находился институт по их изучению, а дальше разместилась Военная академия имени Петра Великого, которая съехала совсем недавно. После начались реставрационные работы. Я думаю, что, когда территория площадью около девяти гектаров вокруг Воспитательного дома вернется в городской оборот, это будет большой праздник для всех москвичей», — считает Филипп Смирнов.
Иосиф Шарлемань изобразил три знаменитых московских памятника конца XVII — начала XVIII века в стиле барокко, которые находились в начале улицы Покровки, в известной с XV века Барашевской слободе (барашами называли царских слуг, возивших за царем в походах шатры).
Слева — двухъярусная церковь Воскресения Словущего в Барашах с высокой колокольней. Храм возвели на месте более раннего в несколько этапов: в 1734-м построили нижнюю церковь, в 1746-м — колокольню, а в 1773-м освятили верхнюю церковь, купол которой венчала золоченая деревянная корона. За церковью Воскресения видна одноглавая церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы в Барашах. Справа по улице — фрагмент фасада городской усадьбы Матвея Апраксина — Дмитрия Трубецкого, получившей в народе название дом-комод. Особняк выстроили на Покровке в 1766–1769 годах и частично перестроили в 1774–1775-м. Главный дом усадьбы представляет собой замечательный и совершенно необычный для Москвы памятник архитектуры позднего барокко, более характерного для Санкт-Петербурга.
В 1929 году церковь Воскресения Словущего закрыли (позолоченная корона не сохранилась), а колокольню разобрали до первого яруса.
С храмом, говорит Филипп Смирнов, связана интересная городская легенда. Утверждается, что императрица Елизавета Петровна сочеталась тайным браком с Алексеем Разумовским (как раз о его потомке шла речь в связи с Воспитательным домом), произошло это в Перове. Новоявленного супруга показать в Кремле она, разумеется, не могла, ночевать осталась в тот день у Апраксиных. Царский поезд дошел до их дома, расположенного на Покровке, и после на службу императрица отправилась как раз в церковь Воскресения Словущего в Барашах. Документальных подтверждений этому нет, но легенда существует до сих пор.
«Храм выстроен кораблем, это необычный план для русской архитектуры. Форма его предполагала теплую церковь на первом этаже и летнюю — на втором, а навершием у него была корона. Корона, к сожалению, не сохранилась. В течение довольно продолжительного времени в здании располагались разные силовые ведомства», — поясняет Филипп Смирнов.
В церкви Введения во Храм Пресвятой Богородицы в Барашах идут реставрационные работы. Она претерпела гораздо меньше изменений, хотя в советское время там был склад. Напротив церкви находится одна из старейших городских усадеб и одна из первых выставочных галерей — дом 27 на Покровке, храм смотрит прямо на нее. Это усадьба Боткиных, в которой сейчас можно побывать. Там когда-то экспонировались картины, и москвичи могли на них посмотреть, потому что Боткины открыли доступ к галерее еще до Третьяковых.
Храм Христа Спасителя — памятник победе в Отечественной войне 1812 года — строили в 1839–1883 годах на берегу Москвы-реки на месте древнего Алексеевского женского монастыря по проекту ведущего российского архитектора середины XIX века Константина Тона. Художник изобразил храм и его окрестности до начала работ по благоустройству набережной Москвы-реки, которые были завершены только к 1881-му.
К созданию огромного кафедрального собора, рассчитанного на 10 тысяч человек, привлекли известных московских и петербургских зодчих, художников и скульпторов. Над росписью работали Василий Суриков, Иван Крамской, Василий Верещагин, Генрих Семирадский, Федор Бруни и другие. Скульптурным убранством внешних стен храма занимались Александр Логановский, Николай Рамазанов и Петр Клодт. В 1858 году первый этап строительства храма был завершен. Со здания окончательно сняли леса, и начались работы по созданию интерьеров. Освящение храма состоялось во время коронационных торжеств 26 мая 1883-го в присутствии Александра III, оно сопровождалось шествием из храма Христа Спасителя в Успенский собор Кремля и обратно, колокольным звоном всех московских церквей и праздничным салютом.
В 1931 году храм был разрушен, в 1994–1999 годах его восстановили в прежних формах.
«Храм Христа Спасителя поднялся довольно высоко над собственным местом, немного вытянулся пропорционально и сейчас стоит чуть выше. Появился Патриарший мост, который загораживает собственно вид, — Большой Каменный мост не видно из-за моста Патриарха, но это тоже стало своего рода доминантой на местности. Появился замечательный угловой дом Перцовой, которого на акварели нет, — его построили на рубеже XIX и ХХ веков. Из самых серьезных изменений — появление звезд над Московским Кремлем, которые установили сначала в 1935 году, а в 1937-м заменили на те, которые мы видим сегодня», — рассказывает Филипп Смирнов.