Сохранять культурное наследие Москвы — значит сохранять ее историю и красоту для будущих поколений. Это девиз почетного реставратора Москвы Елены Николаевой. Благодаря ей десятки столичных шедевров архитектуры получили новую жизнь.
Елена Николаева родилась в Москве и провела детство и юность в доме 4 в переулке Садовских (ныне Мамоновский), построенном по проекту известного московского архитектора Вячеслава Олтаржевского.
До 23 лет она жила и училась в центре столицы, впитывая красоту московских улиц и переулков, наполненных старинными постройками и архитектурными шедеврами. Маленькая Елена ходила в музыкальную школу, расположенную в усадебном доме на Пушкинской площади, занималась пением в Доме пионеров, находившемся в доме Зимина в Дегтярном переулке, а школьные уроки истории проходили в залах Музея революции, который занимал здание бывшего Английского клуба.
После окончания школы будущий реставратор поступила на вечернее отделение факультета промышленного и гражданского строительства в Московский инженерно-строительный институт. Учебу она совмещала с работой в управлении проектирования общественных зданий и сооружений «Моспроект-2».
Работа конструктора Елене Николаевой нравилась, однако разрабатывать и чертить железобетонные конструкции было не очень интересно. В 1975 году во время подготовки дипломной работы она узнала, что в Измайлове есть реставрационный трест «Росреставрация» и им требуются инженеры-конструкторы.
«Я приехала и познакомилась с главным архитектором треста, Борисом Гнедовским, который с удовольствием рассказывал мне про памятники деревянного зодчества, про принципы и методы их реставрации. Это было очень интересно. Я поняла, что попала в нужное место, и после защиты диплома перешла на работу в проектное подразделение треста, позже преобразованного в институт “Спецпроектреставрация”. Там проработала 36 лет и доросла до главного инженера проектов», — вспоминает Елена.
Сохранение любого объекта культурного наследия требует проведения научно обоснованных реставрационных работ. Методика реставрации памятников архитектуры требует от каждого участника процесса творческого подхода к решению задач. Именно поэтому здесь так необходима сплоченная работа различных специалистов, в первую очередь архитекторов и инженеров-реставраторов.
«Взять, к примеру, старинные здания. Немногие из них строились в один прием — большинство подвергалось переделкам, реконструкциям, обросло пристройками. Следовательно, перед началом работ нам необходимо определить время и характер каждой части, установить не только архитектурные особенности сооружений, но и изучить несущие конструкции, выявить дефекты и деформации, определить прочностные характеристики строительных материалов, выполнить необходимые расчеты», — говорит Елена Николаева.
По ее словам, инженер-реставратор должен обладать талантом исследователя, хорошо знать старинные строительные приемы, разбираться в основах археологии и геологии. Эти знания помогают ему выявить и сохранить в работоспособном состоянии оригинальные исторические конструкции памятника.
Елена уверена: здания и сооружения прежних эпох должны жить в современных условиях. Приспособление объектов культурного наследия является важной частью реставрационных работ, и самое главное на этом этапе — сохранить все особенности объекта, входящие в предмет охраны. Роль инженера-реставратора здесь становится очень важной, ведь, с одной стороны, нужно сохранить историзм конструкций, а с другой — соблюсти современные строительные требования по надежности и безопасности.
С 1975 года Елена Ильинична активно работала в разных регионах страны. Однако своим главным достижением она считает участие в восстановлении исторического облика столицы.
Благодаря Елене Николаевой были отреставрированы Государственный исторический музей на Красной площади, дом именитого купца Кирьякова на Петровке, дом общества «Детский труд и отдых» в Вадковском переулке, жилой дом купцов Андроновых на Покровке, скульптурная композиция «Рабочий и колхозница», дом Игумнова на Большой Якиманке, павильон «Космос» на ВДНХ и другие памятники.
«В последние девять лет я с удовольствием тружусь в качестве главного конструктора в архитектурном бюро. Мы отреставрировали ансамбль главного входа в Парк Горького, включающий пропилеи (главную арку), циркумференции (павильоны, расположенные по бокам от арки) и ограду вдоль улицы Крымский Вал, общественный туалет архитектора Власова. Кроме того, выполнили инженерно-конструкторские работы при реставрации Дома Наркомфина на Новинском бульваре», — отмечает Елена.
Про свою работу реставратор может рассказывать часами, ведь с каждым памятником связана значительная часть ее жизни. Волнения, переживания, бессонные ночи — все это непременные спутники процесса.
Наиболее сложной она считает реставрацию всемирно известной скульптурной композиции Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». Нужно было решить несколько сложных задач: выполнить реставрацию огромной скульптуры высотой 24,5 метра, изготовленной более чем из двух тысяч листов нержавеющей стали толщиной менее миллиметра, максимально сохранить подлинный материал, провести усиление несущего каркаса, обеспечить надежность и безопасность существования памятника на следующие 100 лет.
«Я была назначена главным инженером проекта. Аналогов реставрации такого типа сооружений в нашей стране не было, поэтому пришлось искать и привлекать специалистов из различных научно-исследовательских и проектных институтов, имеющих опыт работ со сложными стальными конструкциями и ремонтом сооружений из листового металла. Нужно было убедить реставрационное сообщество в необходимости замены внутреннего несущего каркаса, вычертить в короткие сроки более 200 рабочих чертежей, определить сметную стоимость реставрационных работ и получить положительное заключение Мосгосэкспертизы. Но, когда в декабре 2009 года огромная стрела подъемного крана за несколько минут перенесла по воздуху и аккуратно установила 245-тонную скульптуру на высокий павильон-постамент, из глаз брызнули слезы радости», — вспоминает реставратор.
Еще одна знаковая для нее работа — три садовых мостика в Нескучном саду. При реставрации мостов были выполнены все виды работ по укреплению оснований и фундаментов, воссоздан белокаменный декор, обновлены металлические и каменные ограждения, устроены новые бетонные основания проезжей части, новые каменные и асфальтовые дорожные покрытия и заложены системы современной гидроизоляции и водоотведения.
Елена Николаева не только реставрирует памятники столичной архитектуры, но и входит в состав федерального научно-методического совета при Министерстве культуры Российской Федерации, а также является членом научно-методического совета при столичном Департаменте культурного наследия, где участвует в решении сложных вопросов, связанных с сохранением московских и российских памятников культуры.
Кроме того, она продолжает передавать свой опыт молодым инженерам-реставраторам, прививая им интерес и любовь к редкой профессии, благодаря которой сохраняется богатое культурное наследие страны. Своей мечтой Елена называет реставрацию Останкинского дворца.
Тайны Живописного моста
«Московская A Cappella». Победители 2024