Ограничения, связанные с эпидемией COVID-19, побудили многих работников творческих профессий найти новые подходы в своей деятельности. Не стали исключением и экскурсоводы. Известные московские гиды поделились ощущениями от перехода в онлайн-режим, рассказали, какую пользу извлекли для себя из сложившейся ситуации, и спрогнозировали, что ждет туристическую отрасль в ближайшее время.
Филипп Смирнов — лауреат конкурса «Московские мастера», в профессии уже 15 лет. Он также является членом Общественной палаты города Москвы и радиоведущим. До пандемии он готовил и проводил экскурсии для самых разных слушателей, включая школьников и маломобильных граждан. Но с введением режима ограничений работу пришлось перевести в дистанционный формат. По признанию Филиппа, адаптация к онлайн-формату прошла для него не безболезненно. Основная проблема заключалась в отсутствии контакта с аудиторией:
«Я был к этому относительно готов, потому что уже довольно давно разрабатываю маршруты дополненной реальности по заказу разных компаний и команд. Есть у меня опыт построения экскурсий и аудиогидов на разных платформах, то есть я представляю себе, что такое экскурсии без непосредственного участия. Поэтому я в целом адаптировался, хотя, конечно, очень резко сократилось число экскурсий — люди были напуганы. И даже порой сейчас, прежде чем выходить на экскурсию, люди спрашивают относительно перенесенной или не перенесенной мною болезни, наличия и отсутствия прививок и прочего».
В 2020 году совместно с коллегами из столичного Департамента культурного наследия Филипп Смирнов принял участие в разработке интеллектуальных краеведческих диктантов под названием «Московский код» и нескольких маршрутов для музея Басманного района «Басмания». Также в числе созданных им работ — необычные виртуальные прогулки.
«По заказу Департамента культурного наследия мы делали несколько туров по картам. Представляете, какой-нибудь объект культурного наследия стоял в лесах, а нам надо про него рассказывать, показывать и так далее. Приходилось добывать дополнительный материал визуальный, специально готовиться, ехать на точку, фотографировать, а потом демонстрировать это на экране. Это, наверное, одна из самых серьезных задач, с которой я сталкивался», — рассказывает он.
Несмотря на большую востребованность во время пандемии, Филипп признается, что очень ждал, когда закончатся ограничительные меры, чтобы снова проводить экскурсии. Многие экскурсанты предпочитают прогулки и непосредственное погружение онлайн- мероприятиям.
Оценивая состояние туристической отрасли, Филипп Смирнов не без сожаления отмечает, что пока в плане экскурсионной деятельности и предоставления гостиничных услуг ситуация в столице не самая простая: некоторые учреждения все еще имеют ограниченный доступ, какие-то проекты не удалось реализовать из-за нехватки финансирования. Впрочем, говорит он, это дает возможность задуматься всем участникам рынка и, принимая условия новой реальности, сделать правильные выводы.
Экскурсовод Евгений Степанов, автор проекта «Гуляем по Москве», убежден, что виртуальные туры, несмотря на их большое распространение во время пандемии, с традиционными экскурсиями все-таки не сравнятся:
«Экскурсия — это прежде всего прогулка. Поэтому все эти онлайн-лекции, сумасшедшие презентации, куча картинок, видео — это было здорово первые два месяца пандемии. И когда весь народ хлынул в интернет, мы очень сильно испугались, что классические экскурсии как жанр вымрут. На самом деле через два месяца мы поняли, что нет, экскурсии будут сохраняться всегда, потому что самое главное в них — это человеческие эмоции».
Впрочем, отмечает он, потребность москвичей в общении во время режима ограничений все же подтвердила важность онлайн-формата. Многим людям это помогало поддерживать связь и узнавать что-то новое, не покидая пределов своего дома.
По мнению Евгения, основным преимуществом онлайн-экскурсий является практически полная свобода действий рассказчика, поскольку он не привязан к определенному месту и может соединять объекты независимо от локации.
«Например, ты рассказываешь о пушкинской Москве. Если это обычная классическая экскурсия, то сделать это можно, лишь пройдясь по Немецкой слободе с захватом Басманных улиц или вокруг Никитской, Арбата, где сохранилось несколько адресов, связанных с именем Александра Сергеевича. А вот если ты проводишь ее в режиме онлайн, то можно перечислить все места, имеющие отношение к поэту, — все 70 адресов. Можно показать слайды и превратить это не просто в онлайн-экскурсию, а в научную лекцию», — поясняет он.
Евгений постарался извлечь максимальную пользу из непростой ситуации, связанной с действием ограничительных мер, и вместе с единомышленниками стал активно разрабатывать новые маршруты. В результате сегодня в проекте «Гуляем по Москве» насчитывается около 400 пешеходных и 50 автобусных экскурсий, охватывающих не только столицу, но и другие уголки России.
«У нас появились такие маршруты в Великий Новгород, Псков, на Валдай, Русский Север, в Карелию, Кижи, на Валаам, Соловецкие острова, Байкал и во многие другие регионы. И именно в период пандемии мы начали больше изучать и разрабатывать маршруты по стране — в Севастополь, Симферополь, Ялту. Причем не просто поехали, что-то посмотрели — это авторские маршруты, которые связаны с именами Федора Шаляпина, Антона Чехова, архитектора Краснова, посвящены героическому Севастополю, Романовым в Ливадии», — отмечает он.
Участников проекта «Гуляем по Москве» пандемия также подтолкнула к закупке аудиогидов — приемников для дистанционной передачи информации с одноразовыми наушниками для слушателей. По мнению Евгения, проведение экскурсий в таком формате будет актуально еще долгое время.
«Пандемия показала, что к аудитории нужно быть гораздо внимательнее. И стало понятно, что классические экскурсии никогда не уйдут в тень, потому что желание человека в том, чтобы посмотреть воочию на эти особняки, на это удивительное зодчество, зайти в эти тихие переулки, никогда не иссякнет, — говорит Евгений. — Я считаю, что московское экскурсионное дело, московский пеший туризм сейчас будут переживать своеобразный ренессанс».
Лариса Скрыпник — старший научный сотрудник Музея Москвы, москвовед, автор книг о столице для детей. Как и многие ее коллеги, она с нетерпением ждала окончания карантина, чтобы вернуться к привычному режиму работы:
«Переход в онлайн-режим был непростым, поскольку для меня экскурсия — это не только трансляция определенной информации по теме, а двусторонний и взаимообогащающий процесс, когда мы с экскурсантами становимся соучастниками, соавторами и собеседниками. Рассказываю, конечно же, я. Но по глазам, эмоциям и репликам моих слушателей я понимаю, что им особенно интересно, что находит отклик в их душе, поэтому каждая экскурсия является уникальной, даже если проходит по одному и тому же маршруту. Онлайн-формат, когда ты понимаешь умом, что кто-то есть по ту сторону экрана, но не видишь глаз своих слушателей, — это было, наверное, главной проблемой для меня».
Говоря о разнице в подготовке онлайн- и офлайн-экскурсий, Лариса отмечает, что в первом случае уходит гораздо больше времени и сил, поскольку требуется дополнительный наглядный материал: в ход идут не только исторические фотографии, но и современные изображения, в результате портфель экскурсовода становится более объемным.
При этом большим преимуществом дистанционного формата, по ее мнению, является то, что к онлайн-экскурсии могут присоединиться все желающие, независимо от их местонахождения и времени суток.
«Для участия в экскурсии в традиционном формате нужно гораздо больше времени: одна дорога чего стоит — Москва ведь очень большой город. К нам присоединились и те, кто в силу разных причин вовсе не может выходить из дома или совершать длительные прогулки. И конечно, жители других регионов тоже смогли погулять по Москве».
По словам Ларисы, за время карантина она научилась быстрее находить различные исторические фотографии и усовершенствовала навыки интересной подачи материала. В общей сложности в прошлом году она подготовила 16 виртуальных туров:
«Больше всего мне нравится цикл мини-экскурсий “Были и небылицы московских переулков”. Это непродолжительные и приятные для просмотра экскурсии, в которых я рассказываю об истории места, обитателях, примечательных зданиях и городских легендах, связанных с ними».
Некоторые из онлайн-экскурсий Лариса впоследствии перенесла в офлайн.
Профессия экскурсовода в этом году вошла в перечень конкурса «Московские мастера» — одного из наиболее престижных городских конкурсов профессионального мастерства. Его проводят с 1998 года. Состязание призвано популяризировать массовые профессии, востребованные в городе. Интервью других экскурсоводов, представляющих свою профессию, читайте на портале #Москвастобой.