Более ста лет назад Антон Чехов написал пьесу «Вишневый сад». Постановки по ней давно стали классикой русского театра. Создать свою версию «Вишневого сада» — вызов для любого режиссера: спектакль столько раз ставили на родине и в других странах, что, кажется, сложно сказать что-то новое на эту тему. Режиссер Юрий Муравицкий решил вернуть смысл, который когда-то закладывал в пьесу Чехов, написавший ее в 1903 году как комедию. Краткий экскурс в историю постановок и рассказ о новом спектакле Театра на Таганке — в нашем материале.
«Вишневый сад» стал последней пьесой Чехова. В январе 1904 года состоялась премьера в МХТ, а спустя полгода писатель, долго страдавший от туберкулеза, умер на курорте в Германии. Рядом с ним были врач и безутешная супруга, актриса Ольга Книппер-Чехова, еще недавно блиставшая на сцене МХТ в роли легкомысленной помещицы Любови Раневской. «Вишневый сад» оставался в репертуаре театра до 1959 года, пережив разные актерские составы.
Чехов всегда называл свою пьесу комедией. «Я написал комедию, не плаксивую драму, — повторял он. — Почему в сообщениях афиш и газет мою пьесу настойчиво повторяют как драма?» С автором спорил сам Константин Станиславский. Он говорил, что в пьесе слишком сильна драматическая составляющая: возвращение некогда богатой Любови Раневской в родные места, воспоминания о счастливом, но безвозвратно ушедшем детстве и смерти маленького сына, потеря родового имения вместе со старым вишневым садом, который в финале начинают вырубать. Впрочем, сочетание комического и трагического — характерная черта чеховских пьес.
Среди постановок, ставших легендами, часто называют спектакль Анатолия Эфроса в Театре на Таганке (1975) с Владимиром Высоцким в роли Лопахина и Аллой Демидовой — Раневской. Сегодня «Вишневый сад» возвращается в эти стены. За работу взялся режиссер лауреат «Золотой маски» Юрий Муравицкий.
«Главный вопрос — как поставить пьесу так, как задумывал Чехов? — говорит режиссер. — Это своеобразный вызов, испытание, которое хочется преодолеть. Пьеса содержит серьезный драматический конфликт. Когда ты начинаешь работать с ней, этот конфликт затягивает, а легкость, присущая текстам Чехова, куда-то исчезает. Я пытался понять, как сохранить юмор, который там имеется», — отмечает он.
В интерпретации Муравицкого в семейном имении царит атмосфера светского приема: все действие от начала до конца происходит на красной ковровой дорожке, расстеленной по ступеням, уходящим вверх, туда, где за фортепиано сидит музыкант. Раневская, Гаев, Лопахин, Шарлотта и остальные отчаянно веселятся — перепевают эстрадные хиты последних лет, бросают в зал вопросы и реплики сожаления. Где-то там же, в зале, условно расположен и вишневый сад. По словам Юрия Муравицкого, эта немного китчевая манера — ключ, которым он попытался открыть текст.
«Эстрадная эстетика выбрана не случайно. Она максимально подчеркивает театральность, комичность героев. Мне кажется важным прямой контакт актера со зрителем — монологи произносятся не в пустоту, эстрадный формат позволяет подходить к микрофону, говорить напрямую с залом. Это интереснее раскрывает героев», — говорит режиссер.
Согласна с Юрием Муравицким и Ирина Апексимова — и как директор Театра на Таганке, и как исполнительница роли Любови Раневской. Ее героиня бегает по красному ковру босиком, танцует и шутит — будто бы и не ее имение находится в упадке, не у нее позади много несчастливых лет.
«Мне было приятно сотрудничать с Юрием, мы поняли друг друга сразу, — говорит она. — И очень здорово работать в такой крутой компании актеров. Это счастье, когда тебя на сцене слышат, чувствуют. И это не просто спектакль, который мы играем для зрителей, это интересный опыт и для всех нас».
Роль купца Ермолая Лопахина, который приобрел родовое имение Раневской, получил Алексей Гришин. Для него это вторая роль в Театре на Таганке, он играет Мизгиря в «Снегурочке». С Ириной Апексимовой он давно знаком — они вместе учились на курсе Олега Табакова в Школе-студии МХАТ.
В эксцентричную гувернантку Шарлотту Ивановну перевоплотилась народная артистка России Любовь Селютина. Этот «Вишневый сад» для нее не первый: в знаменитой постановке 1975 года она сыграла Варю, приемную дочь Раневской. В роли вечно молодого брата Раневской Леонида Гаева зритель увидит заслуженного артиста России Александра Резалина. Он почти всегда сохраняет серьезное выражение лица, но едва ли не каждая его реплика вызывает смех.
Душа имения — лакей Фирс — в исполнении Сергея Векслера все еще полон сил настолько, что ему ничего не стоит поднять на руки своего хозяина Гаева. Дуняша (Надежда Флерова) в элегантном черном платье больше походит на аристократку, нежели на горничную. Один из самых интересных персонажей второго плана — лакей Раневской Яша (Павел Левкин). Из заграничных странствий своей барыни он привез роскошный французский акцент.
Вообще в этом спектакле было важно выдержать французскую интонацию, считает режиссер: в первом акте Раневская приезжает из Парижа, а в финале уезжает туда же. Музыку для постановки написал французский композитор Луи Лебе, который работал над хитом Юрия Муравицкого прошлого года — спектаклем «Lё Тартюф. Комедия». Кроме того, по словам режиссера, соединение трагического и комического роднит Чехова с автором «Тартюфа», знаменитым французским драматургом Мольером. Они оба поднимают тему инфантильности персонажей, которые из-за нее теряют все. Эта инфантильность заслуживает внимания, уверен Муравицкий.
Декорацию в виде красной ковровой дорожки придумала художница Нана Абдрашитова, с которой Муравицкий уже работал над пьесой Чехова. В 2018 году в «Электротеатре Станиславский» состоялась премьера «Чайки» Юрия Муравицкого, Юрия Кватковского и Кирилла Вытоптова — каждый из режиссеров поставил по одному акту в собственной манере.
Что касается «Вишневого сада», то Муравицкий сделал сюрприз для зрителей и поменял финал на счастливый, чтобы не оставалось никаких сомнений: на сцене разыгрывается настоящая комедия.
Премьера спектакля пройдет 23 и 24 апреля.
Музейно-храмовый комплекс Военных сил России
Кубок «Москва – на волне»