«Виктор Цой. Путь героя». Онлайн-гид по новой выставке в Манеже

21 января 2022
Культура

В Центральном выставочном зале «Манеж» открылась выставка-байопик «Виктор Цой. Путь героя», посвященная 60-летию со дня его рождения. Она охватывает несколько сфер жизни легендарного музыканта, помогает проследить его путь от кочегара, работающего в угольной котельной, до артиста, покорившего весь мир своими песнями, картинами, актерской игрой. Экспонаты для выставки предоставили отец музыканта Роберт Максимович, сын Александр, а еще друзья, коллекционеры и поклонники. Изучить некоторые из этих предметов можно онлайн — о самом интересном рассказали кураторы выставки Жоэль Бастинер и Валерия Халгаш.

Для посещения выставки необходим QR-код. Планируйте визит заранее, не забывайте о средствах индивидуальной защиты и соблюдайте социальную дистанцию.

Цой и его кумиры

Музыкальный вкус Виктора Цоя во многом сформировали Дэвид Боуи, The Beatles, Scorpions, Led Zeppelin, Мик Джаггер и The Rolling Stones, Duran Duran. Он собирал их альбомы, дорожил каждой пластинкой. Особое место в его коллекции занимал винил французских рокеров Noir Desir — тот самый, который подарил Цою его друг, дипломат и писатель Жоэль Бастинер, один из кураторов выставки.

 

Плакаты с изображением кумиров Цой развесил когда-то по всей своей комнате. Многие из них он перерисовал акварелью сам, скопировав из журналов, которые привозили из-за границы знакомые. Некоторые плакаты музыкант продавал на местном рынке в Ленинграде: брал по пять рублей за штуку (по тем временам недешево, но люди покупали).

Цой-художник

Виктор Цой мог бы стать профессиональным художником. В 1974–1977 годах он учился в средней художественной школе в Ленинграде, потом поступил в Ленинградское художественное училище имени В.А. Серова. Правда, его он так не окончил — на втором курсе был исключен за неуспеваемость. Но про живопись не забывал — кроме срисовки плакатов с изображением музыкантов, писал оригинальные картины: «Новый мир», «Дуэль», «Поцелуй», «Седьмое небо», «Лес» и многие другие, всего больше 70. На его счету несколько автопортретов, а также шутливая «Картину написать не успел» — с этими же словами, но без рисунка. Самые распространенные герои — смешные квадратные человечки, которых он задействовал в разных сюжетах, будь то любовное свидание или доисторическая охота.

Цой писал не только на бумаге, но и на кухонной клеенке, упаковочном поролоне — словом, на всем, что попадалось под руку. Из США он как-то привез набор профессиональных акриловых фломастеров, но из 32 успел воспользоваться только тремя: оранжевым, розовым и фиолетовым. Ими написал «Последнего героя», «Балкон» и «Дорогу».

Для детей своей второй жены Натальи Разлоговой Цой лепил забавные пластилиновые фигурки, изображающие фэнтезийных существ, а из дерева вырезал миниатюрные скульптуры нэцке.

Цой-музыкант

В 1982 году самиздатовский журнал «Ухо», рассказывающий на своих страницах о московско-ленинградском андеграунде, посвятил статью первому альбому созданной Цоем группы «Кино». Материал оказался разгромным: в нем игру коллектива называли «бряцанием по струнам», сравнивали с другими группами и рассуждали, чего «Кино» (и альбому «45» в частности) не хватает. Нельзя сказать, что Цоя совсем не задели обидные слова, однако он продолжал придерживаться заданного направления в творчестве. И уже через год, после выхода второго альбома («46»), мнение редакции — да и многих слушателей — сильно изменилось в лучшую сторону.

Помимо самого номера журнала, сохранились и другие вещи, имеющие отношение к музыкальной карьере Цоя: многочисленные рукописные черновики текстов песен, кассеты с его подписью, концертные гитары и одежда, в которой он выступал, например кожаная куртка и джинсы. А еще — любимое кольцо в виде головы кота (оно треснуло во время аварии, в которой Цой погиб). Это украшение музыканту привезла из США его подруга Джоанна Стингрей, популяризатор советской и постсоветской рок-культуры на Западе, певица и музыкальный продюсер. Многие из этих вещей пролежали в запечатанных коробках больше 30 лет.

Цой-кочегар

С осени 1986 по 1988 год Виктор Цой работал кочегаром в угольной котельной под народным названием «Камчатка» (сейчас там располагается одноименный клуб-музей Цоя под руководством продюсера Сергея Фирсова, который тоже там работал). К середине 1980-х Цой был уже достаточно известен в ленинградской рок-тусовке: играл с «Кино» и записал два альбома, один из которых — при содействии Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум». Именно в этот период он познакомился с Жоэлем Бастенером.

«К концу 1987 года основные доходы он получал уже на концертах. Но, когда мы встретились, у него еще были смены в котельной — два дня в неделю. Он мне понравился с первого взгляда: был в меру ироничным, чутким, молчаливым, очень мудрым. Мало говорил про себя, эта скромность сразу подкупила», — вспоминает Бастенер.

Когда «Камчатка» закрывалась как котельная, поэт и музыкант Андрей Машнин, тоже работавший там, снял со стен, чтобы сохранить, многие из украшавших ее самодельных плакатов и коллажей. Среди них оказалась самодельная табличка «Осенняя “Камчатка”». На ней перечисляется состав рабочего коллектива и рядом с каждым именем — прозвища: начальник Анатолий Соколков («властный наместник подземной страны»), Сергей Фирсов («старый хитрый кочегар»), Виктор Цой («ушлый модный запевала») и другие. Сохранились также разнообразные заявления, табели и прочие документы музыканта, имеющие отношение к «Камчатке».

Цой-путешественник

В конце 1980-х работа в котельной осталась в прошлом. Началась новая жизнь, полная концертов и гастролей, в том числе за рубежом. В семейном архиве Цоя сохранились заграничный паспорт, визы, авиабилеты, заявления и анкеты для отдела виз и регистрации. Выехать в другие страны тогда было непросто, а для Цоя все усложнялось еще и отсутствием московской прописки — он был зарегистрирован в доме своей первой жены Марьяны. Чтобы оформить необходимые документы, ему приходилось постоянно ездить в Ленинград. Все заграничные поездки Цой снимал на свою видеокамеру, в те дни это была настоящая роскошь. Кроме видео, домой он привозил сувениры и вещи, купленные за рубежом: например, в 1990 году его шкаф пополнился кимоно из Японии.

Благодаря Джоанне Стингрей Цоя и «Кино» знали в США, поклонники ждали новых пластинок и концертов. Его живописные работы тоже засветились: однажды Джоанна показала несколько картин легендарному Энди Уорхолу, который, одобрив их, подписал для автора банку того самого супа «Кэмпбелл» — первое, что попалось под руку. Цой так никогда ее и не открыл — сохранил на память. В Европе же популяризатором его творчества выступал Жоэль Бастенер, в чьем архиве есть пластинка «Кино», выпущенная во Франции в марте 1989-го. Песни для нее Цой выбирал сам — список для релиза, написанный рукой музыканта, Бастенер тоже оставил у себя.

Но самое большое количество поклонников было у Цоя, конечно, на родине. Фанаты отправляли ему письма в Ленинград, на адрес родительской квартиры. Послания — все до единого — передавали музыканту, он читал их и по возможности старался ответить. Школьники писали, что восхищаются им, девушки признавались в любви, а парни приглашали по-дружески в гости в свои города. Одно письмо так и осталось запечатанным — с пометкой «товарищ почтальон, поймите нас, фанатов, мы просто адреса не знаем» оно чудом дошло до адресата, но прочесть его Цой уже не успел.

Цой-актер

Цой имел успех и на актерском поприще. Он снялся в восьми фильмах, часть из которых документальные. Режиссеры игрового кино ценили его за артистичность и харизму. Виктор Цоя можно увидеть в «Ассе» (1987) Сергея Соловьева и «Игле» (1988) Рашида Нугманова. В последней он исполнил роль Моро — молодого человека, который спасает от наркозависимости свою знакомую. Оценили эту работу не только поклонники, но и критики: журнал «Советский экран» назвал Цоя актером года. У Нугманова сохранился оригинальный сценарий с пометками, которые были сделаны в том числе и рукой Цоя. Актер иногда правил свои реплики.

«Сначала он сомневался: “Я же не актер, не лицедей”. Но это как раз и требовалось. Я объяснил: “Ты абсолютно киногеничен и должен просто оставаться самим собой”. Я привел ему в пример Брюса Ли и Джеймса Дина — оба на экране никого не играли, и оказалось, что оба его идолы», — вспоминает режиссер.

А в 1990 году Цой должен был сняться в «Цитадели смерти», киберпанк-фильме Рашида Нугманова, второй части «Иглы». По сюжету, полюбившийся зрителям Моро продолжал бороться со злом — но уже за пределами страны. Все было почти готово: сценарий для картины написал Уильям Гибсон, к работе планировали приступить продюсеры из Японии, на роли, кроме Цоя, утвердили Брюса Уиллиса и Дэвида Бирна, собирали декорации. Нугманов сохранил в своей коллекции реквизитные предметы, которые ему так и не пригодились: дорожные знаки, разукрашенные покрышки, металлические баки, кое-что из одежды, стул с именем актера и многое другое.

Съемки не состоялись из-за гибели Виктора Цоя — его не стало 15 августа 1990 года. В семейном архиве сохранился предмет, имеющий отношение к трагическому событию: кассета группы «Новые композиторы», игравшая в машине Цоя в момент роковой аварии. По странному совпадению альбом, который слушал тогда музыкант, назывался «Именно сегодня! Именно сейчас!».

Фото М. Денисова. Mos.ru

Фото: mos.ru
Источник: mos.ru
теги новостей
Локации

Поделиться
Места

История усадьбы Демидовых на улице Радио

Места

В Ростокино на Яузе

Ближайшие события
Бесплатно

Пасхальные зарисовки и мастер-классы на офире в Митино

28 апреля5 мая
Бесплатно

Пасхальная творческая мастерская на Площади Революции

28 апреля5 мая


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies