Сергей Юрский выходил на театральную сцену больше семи тысяч раз, сам ставил спектакли, снялся в фильмах «Золотой теленок», «Любовь и голуби», «Место встречи изменить нельзя» и многих других. Его актерское дарование открыл Георгий Товстоногов, он же предложил Юрскому попробовать себя в качестве режиссера.
Что было, то было — черта перелома.
Прощаюсь, прощаю, прощенья прошу.
Все вижу, все помню, ах, как все знакомо,
И все-таки я ухожу.
Сергей Юрский, 1971 год
Сергей Юрский родился в Ленинграде в 1935 году. Его мама была учительницей музыки, отец, актер и режиссер Юрий Юрский, главой Ленконцерта, а впоследствии — художественным руководителем Московского цирка на Цветном бульваре.
Впервые в театр Юрский попал, когда ему было семь лет. На «Роковой час», поставленный его отцом. Мальчик внимательно наблюдал за происходящим на сцене и впервые задумался о том, кем хочет стать, когда вырастет. А в старших классах ему очень полюбился цирк, и он стал всерьез планировать поступление в творческий вуз. Даже научился жонглировать и скакать на лошади — на всякий случай. Но отец, знавший всю изнанку театральной жизни (зачастую не самую привлекательную), не хотел для сына такой судьбы и пророчил ему карьеру адвоката.
Экзамены в Школу-студию МХАТ Юрский не сдал, прислушался к отцовскому совету и подал документы на юридический факультет Ленинградского университета. Обрадовался, узнав, что там есть театральная студия. Благодаря роли Хлестакова в «Ревизоре» прославился на весь университет. Его игра впечатлила даже настроенного скептически отца. А через три года Юрский окончательно понял, что не сможет работать в конторе, и забрал документы из вуза.
В 1957-м Юрского пригласили в Ленинградский государственный Большой драматический театр имени Горького. Еще до этого он часто ходил туда на спектакли. И потом, когда впервые вышел на одну сцену с актерами, которых уже очень хорошо знал, у него были смешанные чувства: он относился к ним как к старым знакомым, а они видели его практически впервые. Впрочем, уже через несколько лет Сергей стал ведущим актером труппы, его заметил сам Георгий Товстоногов — художественный руководитель.
Юрский играл в лучших спектаклях театра — «Горе от ума», «Карьера Артуро Уи», «Три сестры», «Идиот», «Лиса и виноград». Многие из них — постановки самого Георгия Александровича Товстоногова.
Параллельно Сергей Юрский снимался в кино. Первые главные роли — Чудак в «Человеке из ниоткуда» Эльдара Рязанова, инженер Маргулиес в картине «Время, вперед!» Михаила Швейцера и Софьи Милькиной. С коллегой по БДТ Павлом Луспекаевым и сыном Георгия Товстоногова Александром он снялся в «Республике ШКИД» Александра Полоки. Юрский сыграл Викниксора, педагога школы-коммуны для трудновоспитуемых подростков. Но поворотным моментом в кинокарьере стал 1968 год — тогда Юрский перевоплотился в Остапа Бендера в «Золотом теленке».
Режиссер Михаил Швейцер в 1968 году первым экранизировал знаменитый роман Ильфа и Петрова. Сыграть великого комбинатора хотел даже Владимир Высоцкий, но не прошел пробы — в отличие от Юрского. А тот, выдержав кастинг, засомневался: хочет ли, может ли? Но Швейцер настоял. Кстати, после этой работы актер стал коллекционировать фигурки коров и телят, привозил их со всех своих поездок.
В этом же году советские танки вошли в Чехословакию, и Юрский написал текст о том, что не согласен с этими действиями. Руководство страны жест не одобрило, и несколько лет Юрского не снимали в кино.
Зато в театре он играл — и как всегда, блестяще. Однажды после спектакля Товстоногов вызвал его к себе. С заманчивым предложением — поставить самому какую-нибудь пьесу на выбор. «Я не удивился, я только очень испугался», — вспоминал потом актер. После недолгих раздумий он ответил, что предпочел бы взяться за роман Эрнеста Хемингуэя «Фиеста» («И восходит солнце»). Причем сам очень хотел сыграть одну из ролей. Но Товстоногов и слушать не стал: только режиссура, смешивать нельзя. «Каждый должен заниматься своим делом», — твердо сказал он. Через 40 репетиций спектакль был готов. Почему-то Юрский даже не сомневался, что все получилось, однако худрук, посмотрев, молча вышел из зала. Постановку зрителям так и не показали, и несостоявшийся режиссер сильно переживал по этому поводу.
Через несколько лет мэтр снова вызвал его в свой кабинет: «Давайте забудем всю историю с “Фиестой”. Назовите пьесу, которую хотите ставить, и я включу ее в план». Юрский назвал булгаковского «Мольера». Георгий Александрович пошел еще на одну уступку — разрешил одновременно и ставить, и играть главную роль. Еще через какое-то время Юрский поставил «Фантазии Фарятьева» Аллы Соколовой.
БДТ принес актеру не только профессиональную славу, но и подарил любовь всей жизни. В 1970 году Юрский женился на Наталье Теняковой — актрисе этого же театра. Пара познакомилась в 1965-м во время работы над телеспектаклем «Большая кошачья сказка». Она — совсем еще молодая актриса, младше его почти на десять лет. Они сразу понравились друг другу, завязался роман.
Им несколько раз доводилось работать над одними проектами — например, в тот самом телеспектакле «Фиеста» Наталья исполнила роль леди Эшли, а в картине Владимира Меньшова «Любовь и голуби» (1984) Юрский виртуозно сыграл добродушного деревенского выпивоху дядю Митю («инфаркт микарда — вот такой рубец!»), а она — его жену тетю Саню. С помощью грима актрисе прибавили 20 лет.
Следующие несколько лет — такие же насыщенные. Юрский продолжает играть на сцене, его приглашают сниматься в кино. Выходят картины «Король-олень», «Выбор цели», «Сломанная подкова», «Лев ушел из дома» и другие.
В 1979-м Юрский вместе с женой решают переехать в Москву. Ленинградские друзья долго не хотели в это верить и грустно шутили, что «перебраться Юрскому из Ленинграда так же невозможно, как и перенести в Москву Исаакиевский собор». В столице супруги поступили в Театр имени Моссовета. Сергей Юрьевич стал здесь и актером, и режиссером.
Тогда же Юрский сыграл и скромного инженера Груздева в ленте «Место встречи изменить нельзя» Станислава Говорухина. Изначально, кстати, режиссер предлагал ему в фильме совсем другую роль — Ручникова. В целом это был достаточно сложный период в жизни актера — он тяжело переживал разрыв с Товстоноговым, родным городом и родным театром.
В последующие годы Юрский довольно много снимался. В его фильмографии — «20 декабря», «Ищите женщину», «Выигрыш одинокого коммерсанта», «Берега в тумане», «Королева Марго», «Королев», «Отцы и дети». Попутно организовал «Артель Артистов Сергея Юрского», с участниками которой поставил спектакль «Игроки-XXI» по пьесе Гоголя, и немного сотрудничал со «Школой современной пьесы».
Его голос особенно полюбился юным зрителям, он озвучивал мультфильмы «Осень», «Заячий хвостик», «Полтора кота», «Волшебные колокольчики», «Доктор Айболит».
А еще Юрский любил поэзию и на протяжении всей своей жизни сам писал стихи. На творческие вечера, во время которых он читал свои произведения, было не достать билетов. Однажды, накануне выступления в Доме актера, он увидел на афише свою фотографию в цилиндре. На творческий вечер пришел тоже в нем — пошутил, что не хочет обманывать ожидания зрителей.
Для Сергея Юрского было невозможно оставить свою профессию — он играл, несмотря на возраст. В прошлом году получил последнюю из своих многочисленных наград — нагрудный знак Министерства культуры Российской Федерации «За вклад в российскую культуру».
Чуть больше месяца он не дожил до своего 84-летия. Шумно отмечать дни рождения артист никогда не любил, предпочитая делать это в тесном семейном кругу — с женой и дочерью Дарьей.
Сергея Юрского не стало рано утром 8 февраля, причиной смерти оказалась остановка сердца.