Викниксор, Остап Бендер, дядя Митя. Каким запомнят Сергея Юрского

8 февраля 2019
Культура

Сергей Юрский выходил на театральную сцену больше семи тысяч раз, сам ставил спектакли, снялся в фильмах «Золотой теленок», «Любовь и голуби», «Место встречи изменить нельзя» и многих других. Его актерское дарование открыл Георгий Товстоногов, он же предложил Юрскому попробовать себя в качестве режиссера.

Что было, то было — черта перелома.
Прощаюсь, прощаю, прощенья прошу.
Все вижу, все помню, ах, как все знакомо,
И все-таки я ухожу.

Сергей Юрский, 1971 год

Любовь к кино

Сергей Юрский родился в Ленинграде в 1935 году. Его мама была учительницей музыки, отец, актер и режиссер Юрий Юрский, главой Ленконцерта, а впоследствии — художественным руководителем Московского цирка на Цветном бульваре.

Впервые в театр Юрский попал, когда ему было семь лет. На «Роковой час», поставленный его отцом. Мальчик внимательно наблюдал за происходящим на сцене и впервые задумался о том, кем хочет стать, когда вырастет. А в старших классах ему очень полюбился цирк, и он стал всерьез планировать поступление в творческий вуз. Даже научился жонглировать и скакать на лошади — на всякий случай. Но отец, знавший всю изнанку театральной жизни (зачастую не самую привлекательную), не хотел для сына такой судьбы и пророчил ему карьеру адвоката.

Экзамены в Школу-студию МХАТ Юрский не сдал, прислушался к отцовскому совету и подал документы на юридический факультет Ленинградского университета. Обрадовался, узнав, что там есть театральная студия. Благодаря роли Хлестакова в «Ревизоре» прославился на весь университет. Его игра впечатлила даже настроенного скептически отца. А через три года Юрский окончательно понял, что не сможет работать в конторе, и забрал документы из вуза.

Новый этап

В 1957-м Юрского пригласили в Ленинградский государственный Большой драматический театр имени Горького. Еще до этого он часто ходил туда на спектакли. И потом, когда впервые вышел на одну сцену с актерами, которых уже очень хорошо знал, у него были смешанные чувства: он относился к ним как к старым знакомым, а они видели его практически впервые. Впрочем, уже через несколько лет Сергей стал ведущим актером труппы, его заметил сам Георгий Товстоногов — художественный руководитель.

Юрский играл в лучших спектаклях театра — «Горе от ума», «Карьера Артуро Уи», «Три сестры», «Идиот», «Лиса и виноград». Многие из них — постановки самого Георгия Александровича Товстоногова.

Параллельно Сергей Юрский снимался в кино. Первые главные роли — Чудак в «Человеке из ниоткуда» Эльдара Рязанова, инженер Маргулиес в картине «Время, вперед!» Михаила Швейцера и Софьи Милькиной. С коллегой по БДТ Павлом Луспекаевым и сыном Георгия Товстоногова Александром он снялся в «Республике ШКИД» Александра Полоки. Юрский сыграл Викниксора, педагога школы-коммуны для трудновоспитуемых подростков. Но поворотным моментом в кинокарьере стал 1968 год — тогда Юрский перевоплотился в Остапа Бендера в «Золотом теленке».

Кадр из фильма «Золотой теленок». Режиссер Михаил Швейцер. 1968 год

Остап Бендер и «Фиеста»

Режиссер Михаил Швейцер в 1968 году первым экранизировал знаменитый роман Ильфа и Петрова. Сыграть великого комбинатора хотел даже Владимир Высоцкий, но не прошел пробы — в отличие от Юрского. А тот, выдержав кастинг, засомневался: хочет ли, может ли? Но Швейцер настоял. Кстати, после этой работы актер стал коллекционировать фигурки коров и телят, привозил их со всех своих поездок.

В этом же году советские танки вошли в Чехословакию, и Юрский написал текст о том, что не согласен с этими действиями. Руководство страны жест не одобрило, и несколько лет Юрского не снимали в кино.

Зато в театре он играл — и как всегда, блестяще. Однажды после спектакля Товстоногов вызвал его к себе. С заманчивым предложением — поставить самому какую-нибудь пьесу на выбор. «Я не удивился, я только очень испугался», — вспоминал потом актер. После недолгих раздумий он ответил, что предпочел бы взяться за роман Эрнеста Хемингуэя «Фиеста» («И восходит солнце»). Причем сам очень хотел сыграть одну из ролей. Но Товстоногов и слушать не стал: только режиссура, смешивать нельзя. «Каждый должен заниматься своим делом», — твердо сказал он. Через 40 репетиций спектакль был готов. Почему-то Юрский даже не сомневался, что все получилось, однако худрук, посмотрев, молча вышел из зала. Постановку зрителям так и не показали, и несостоявшийся режиссер сильно переживал по этому поводу.

Через несколько лет мэтр снова вызвал его в свой кабинет: «Давайте забудем всю историю с “Фиестой”. Назовите пьесу, которую хотите ставить, и я включу ее в план». Юрский назвал булгаковского «Мольера». Георгий Александрович пошел еще на одну уступку — разрешил одновременно и ставить, и играть главную роль. Еще через какое-то время Юрский поставил «Фантазии Фарятьева» Аллы Соколовой.

Из архива Российского государственного академического Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова

Главная любовь — Наталья Тенякова

БДТ принес актеру не только профессиональную славу, но и подарил любовь всей жизни. В 1970 году Юрский женился на Наталье Теняковой — актрисе этого же театра. Пара познакомилась в 1965-м во время работы над телеспектаклем «Большая кошачья сказка». Она — совсем еще молодая актриса, младше его почти на десять лет. Они сразу понравились друг другу, завязался роман.

Им несколько раз доводилось работать над одними проектами — например, в тот самом телеспектакле «Фиеста» Наталья исполнила роль леди Эшли, а в картине Владимира Меньшова «Любовь и голуби» (1984) Юрский виртуозно сыграл добродушного деревенского выпивоху дядю Митю («инфаркт микарда — вот такой рубец!»), а она — его жену тетю Саню. С помощью грима актрисе прибавили 20 лет.

Кадр из фильма «Любовь и голуби». Режиссер Владимир Меньшов. 1984 год

Вперед, в Москву

Следующие несколько лет — такие же насыщенные. Юрский продолжает играть на сцене, его приглашают сниматься в кино. Выходят картины «Король-олень», «Выбор цели», «Сломанная подкова», «Лев ушел из дома» и другие.

В 1979-м Юрский вместе с женой решают переехать в Москву. Ленинградские друзья долго не хотели в это верить и грустно шутили, что «перебраться Юрскому из Ленинграда так же невозможно, как и перенести в Москву Исаакиевский собор». В столице супруги поступили в Театр имени Моссовета. Сергей Юрьевич стал здесь и актером, и режиссером.

Тогда же Юрский сыграл и скромного инженера Груздева в ленте «Место встречи изменить нельзя» Станислава Говорухина. Изначально, кстати, режиссер предлагал ему в фильме совсем другую роль — Ручникова. В целом это был достаточно сложный период в жизни актера — он тяжело переживал разрыв с Товстоноговым, родным городом и родным театром.

В последующие годы Юрский довольно много снимался. В его фильмографии — «20 декабря», «Ищите женщину», «Выигрыш одинокого коммерсанта», «Берега в тумане», «Королева Марго», «Королев», «Отцы и дети». Попутно организовал «Артель Артистов Сергея Юрского», с участниками которой поставил спектакль «Игроки-XXI» по пьесе Гоголя, и немного сотрудничал со «Школой современной пьесы».

Его голос особенно полюбился юным зрителям, он озвучивал мультфильмы «Осень», «Заячий хвостик», «Полтора кота», «Волшебные колокольчики», «Доктор Айболит».

А еще Юрский любил поэзию и на протяжении всей своей жизни сам писал стихи. На творческие вечера, во время которых он читал свои произведения, было не достать билетов. Однажды, накануне выступления в Доме актера, он увидел на афише свою фотографию в цилиндре. На творческий вечер пришел тоже в нем — пошутил, что не хочет обманывать ожидания зрителей.

Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя». Режиссер Станислав Говорухин. 1979 год

Несмотря на возраст

Для Сергея Юрского было невозможно оставить свою профессию — он играл, несмотря на возраст. В прошлом году получил последнюю из своих многочисленных наград — нагрудный знак Министерства культуры Российской Федерации «За вклад в российскую культуру».

Чуть больше месяца он не дожил до своего 84-летия. Шумно отмечать дни рождения артист никогда не любил, предпочитая делать это в тесном семейном кругу — с женой и дочерью Дарьей.

Сергея Юрского не стало рано утром 8 февраля, причиной смерти оказалась остановка сердца.

Источник: mos.ru

Поделиться
МУЗЕИ

Музейно-храмовый комплекс Военных сил России

SUP-карнавал

SUP-карнавал

Ближайшие события
Бесплатно

Занятия по актерскому мастерству в саду имени Баумана

17 января25 декабря

«Русский дом» во Всероссийском музее декоративного искусства

30 января31 декабря


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies