Этой зимой над московскими улицами горит огнями звездное небо из гирлянд. Светящиеся шарики висят на Никольской улице, золотые снежинки — в Камергерском переулке и на Кузнецком Мосту. На площадях, в парках и пешеходных зонах в декабре появились новогодние арки и тоннели, огромные елочные шары и сказочные фигуры. Фонари вдоль улиц и шоссе украсили световыми инсталляциями.
«В преддверии новогодних праздников Москву украсили четыре тысячи объемных декоративных конструкций, в том числе полюбившиеся горожанам световые тоннели и арки, навесы из гирлянд и светящиеся шары. В новогодней иллюминации используется только современное энергосберегающее оборудование, основанное на светодиодах: такие светильники потребляют в десятки раз меньше электроэнергии, рассчитаны на работу в любых погодных условиях», — рассказал заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы Петр Бирюков.
Столица знаменита своим зимним убранством и праздничной атмосферой. Но давно ли появилась традиция украшать город зимой? И как это выглядело раньше? Об этом mos.ru рассказали историки Музея Москвы.
Главным зимним праздником в России долгие годы было Рождество — отмечать Новый год начали с 1700 года по указу Петра I. Об украшениях тогда позаботился сам царь, упомянув их в том же указе, рассказывает сотрудник отдела образовательных программ Музея Москвы Денис Ромодин.
«По большим и проезжим знатным улицам, знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина, перед вороты, учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых против образцов, каковы сделаны в Гостине дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно, а людям скудным комуждо хотя по древцу или ветви на вороты, или над хороминою своею поставить, и чтоб то поспело ныне будущего генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению генваря по 7 день того ж 1700 года», — говорилось в указе Петра I.
Нельзя сказать, что горожане тут же начали выполнять царское повеление. Новый год до самой революции оставался второстепенным светским праздником, и его отмечали куда менее широко. А вот к Рождеству действительно готовились все: наряжали елки в домах и дворах, украшали храмы и площади.
С 25 декабря и до самого 1 января москвичи участвовали в праздничных гуляньях: катались на коньках, санях и каруселях, ходили на ярмарки и запускали фейерверки. Даже московский пожар и Отечественная война 1812 года не помешали веселью. Главархив Москвы хранит рапорт обер-полицеймейстера генерал-губернатору Александру Тормасову от 29 ноября 1816 года. В документе говорится, что крестьянину Семену Конорину дозволено построить и содержать на Москве-реке катальные горы, карусели, шалаши для комедий и торговые палатки начиная с наступления святочных дней до Великого поста.
Улицы украшали в местах, где строили ледяные горы и проводили рождественские ярмарки, — в Сокольниках, на Воробьевых горах, в Марьиной Роще, на Красной площади, возле Гостиного Двора, там развешивали гирлянды разноцветных флажков, говорит руководитель отдела «История Москвы» Музея Москвы Ирина Карпачева. В XIX веке на Соборной площади появилась традиционная елка, а на Воробьевых горах с конца века каждый раз 31 января запускали фейерверки, добавил Денис Ромодин.
В XVIII и XIX столетиях почувствовать приближение праздников можно было просто от того, что улицы почистили от снега. Москва тогда сплошь состояла из частных владений, снег убирали только возле дома, а наметало его много — сугробами величиной с амбар горожан было не удивить. Как правило, москвичи передвигались по городу либо на санях, либо на лыжах. По словам Ирины Карпачевой, обычным делом было прокатиться в санях по Тверской улице или Красной площади.
К концу XIX века в Москву постепенно приходит электричество. Хотя сначала даже электрифицированные улицы возле Кремля освещались не очень хорошо и жителям города все время приходилось носить с собой фонари. До привычных нам в праздники гирлянд было еще далеко. Украшениями становились плошки с горючим веществом — маслом или керосином, благодаря которым улицы становились немного светлее.
На рубеже веков в городе стали наряжать большие рождественские ели — в основном игрушками из ваты. Бывало, что эти украшения становились причинами пожаров — они вспыхивали от фейерверков, бенгальских огней и других «огненных потех» москвичей. Часто загорались и елки в домах — их украшали поделками из картона, самодельными игрушками и зажженными свечами, рассказывает Ирина Карпачева.
После революции о Рождестве пришлось забыть, а свой по-настоящему праздничный формат Новый год приобрел только к концу 1930-х годов. Тогда же вернулись елки и украшения. Правда, на улицах их все еще было немного — в основном это были все те же цветные флажки.
Обновленный праздник быстро прижился, его отметили в Москве даже в 1941 году. «Конечно, нельзя было ничего украшать, на улицах было темно и тихо — практически не горели фонари. Москва оставалась на осадном положении. Но на прудах и реках люди даже тогда катались на коньках. Москвичам привозили елочки — их ставили дома и в бомбоубежищах в метро. Украшения делали сами: вязали, шили, клеили из картона и бумаги», — рассказала Ирина Карпачева.
По-настоящему Новый год вышел на улицы в послевоенное время. С середины XX века оформлением города стали заниматься Мосгороформление и фабрика «Газосвет», говорит Денис Ромодин. По их заказу Управление лесопаркового хозяйства каждый год стало заготавливать четыре 25-метровые елки, которые ставили на площади 50-летия Октября, площади Свердлова, Пушкинской и Советской площадях. Елки поменьше устанавливали на крупных районных площадях. Тогда на них появились гирлянды из выкрашенных в разные цвета ламп накаливания.
Улицы заполняют новогодние плакаты — в коллекции Музея Москвы немало таких экспонатов. Часто над ними работали известные художники — получить заказ с огромным тиражом для них было очень престижно, рассказывает Ирина Карпачева. В конце 1950-х годов перед праздниками украшают центр Москвы — на фонарях, например, появляются большие снежинки.
Крупные магазины начинают украшать витрины и интерьеры — оригинальные решения для них придумывали театральные художники и графики. В Москве даже появляются особенные «глянцевые» места, где на оформление обращали особое внимание. Ими стали витрины магазинов вдоль правительственной трассы — Кутузовского и Калининского проспектов. Там гигантские Снегурочки и Деды Морозы стояли рядом с гигантскими елками, вспоминает Ирина Карпачева. Художники очень старались, и на их работы отпускались серьезные суммы. «Но по таким местам неправильно судить обо всем городе. Это как постановочная фотография», — говорит историк.
Сами москвичи тоже старались поддерживать праздничную тему: они расписывали окна домов, а в пространстве между рамами раскладывали елочные игрушки. «В моем детстве мы часто заглядывали в окна первых этажей. Нам было очень интересно, как они украшены», — рассказывает Ирина Карпачева.
Новогоднее оформление отражало самые заметные события тех лет. К началу 1960-х в нем появилась тема освоения космоса. Героем праздничных представлений, кроме Деда Мороза и Снегурочки, тогда стал мальчик-космонавт, символизирующий начало нового года. А после Фестиваля молодежи и студентов в Москве в 1957 году начали продавать елочные игрушки, которые связаны с другими странами и континентами, например маленьких стеклянных африканцев, вспоминает историк.
С 1970-х годов на фасадах зданий и фонарных опорах начали монтировать гирлянды с цветными лампочками и световые новогодние конструкции из ламп накаливания и газосветных трубок. Как правило, их делали в форме елочек, снеговиков и снежинок. Все эти конструкции были светодинамическими. Тогда же появились транспаранты с новогодними поздравлениями и образами Деда Мороза и Снегурочки, рассказывает Денис Ромодин.
Такое оформление оставалось неизменным до 1990-х годов. Позже на улицах начали устанавливать искусственные елки и гирлянды-дюролайты. По словам историка, появление светодиодов в 2010-х годах совершило революцию в городском освещении и световом оформлении столицы.
Сегодня Москва входит в пятерку самых освещенных городов мира. По вечерам зажигается почти миллион ламп. Для новогоднего оформления используют порядка четырех тысяч декоративных элементов. И это не считая елок, которых по всей Москве установлено более тысячи. Деревья высотой от восьми до 25 метров украшают популярные маршруты для прогулок, парки и скверы. Для новогодней иллюминации используют энергосберегающее оборудование: светодиодные гирлянды безопасны для людей, им не страшны снегопады, ледяные дожди, перепады температуры — все, чем теперь отличается московская зима.