Граф Николай Петрович Шереметев создавал усадьбу Останкино как загородную увеселительную резиденцию — для праздников и больших приемов. Здесь устраивали разнообразные торжества и даже встречали коронованных особ: гостями Шереметевых были императоры Павел I, Александр I и Александр II, а также польский король Станислав Август Понятовский.
О том, какой изысканностью и пышностью отличались приемы в Останкине, рассказали хранители Государственного дворцово-паркового музея-заповедника «Останкино и Кусково».
25 апреля 1797 года вошло в историю Останкина — в этот день усадьбу посетил Павел I. Граф Николай Петрович Шереметев был другом детства и юности будущего императора, теплые и сердечные отношения между ними сохранились до конца жизни Павла I.
Государь приехал с супругой Марией Федоровной в сопровождении обер-шталмейстера князя Ивана Гагарина и камер-фрейлин Анны Протасовой и Екатерины Нелидовой. Державного гостя встречали торжественно — с оркестром и хором. К великому сожалению графа, Павел Петрович пробыл в театре-дворце недолго — всего несколько часов. Как отмечает камер-фурьерский журнал, император «изволил иметь выезд в три четверти 3-го часа» и «оттуда обратно воротиться изволил» к восьми часам вечера.
Специально к визиту граф заказал портрет государя для Пунцовой гостиной своему крепостному художнику Николаю Аргунову. Портрет был готов летом 1797 года (граф ожидал, что император приедет в Останкино и летом), а к апрельскому визиту в раме висела копия с портрета работы Степана Щукина. В письме в домовую канцелярию Николай Шереметев требовал уведомить «о Николае Аргунове: пишет ли он портрет Государя и скоро ли окончит и при том подтвердить, что старается доканчивать с поспешностью; да позволить ему написать с небольшого овального моего портрета, который писан сухими красками и стоит в московском доме в конторке, копию масляными красками».
Несмотря на то, что портрет писался не с натуры, а с образца, он получил высокую оценку императрицы Марии Федоровны и короля Станислава Августа Понятовского. Аргунов изобразил императора в полный рост в черном мундире и горностаевой мантии. На портрете Павел I скипетром указывает на стол, на котором лежит корона, держава и книги.
Император Павел I, любивший Москву, позже заказал художнику Жерару Делабарту серию картин с видами города и окрестностей. Среди них есть и вид с балкона Останкинского дворца. Некоторые работы Делабарта сейчас представлены на ВДНХ, где в павильоне № 1 «Центральный» проходит выставка «Образ Москвы в русском искусстве из коллекции Государственного Русского музея».
Образ Москвы в искусстве. Смотрим выставку Русского музея на ВДНХ
20 мая 1797 года в усадьбе устроили роскошный прием в честь Станислава Августа Понятовского — последнего, но к тому моменту уже отрекшегося от престола монарха Речи Посполитой. На празднике присутствовало 358 российских господ и иностранных министров. «Король осматривал замок и сад: везде чрезвычайное великолепие», — говорится об этом в дневниковых записках Понятовского, которые тот вел во время пребывания в России.
Праздник сопровождался спектаклем — давали оперу Андре Гретри «Браки самнитян». Пела прима — знаменитая крепостная актриса Прасковья Жемчугова, ставшая впоследствии графиней Шереметевой (для нее эта роль стала одним из последних появлений на сцене).
Останкино, Кусково и Люблино. Изучаем театральное прошлое трех московских усадеб
Прием вызвал большой резонанс, о нем писали в газетах. Восторженные отклики современников получил новый дворец графа. Особой роскошью отличался ужин, устроенный в честь польского короля. Тогда «столы были убраны серебряными блюдами и самыми дорогими тарелками из фарфора, вся середина стола была украшена и сверкала хрусталем». Газета «Вестник Европы» описывает иллюминацию в честь торжественного приема польского короля Станислава Августа Понятовского: «В одиннадцать часов король вышел на балкон, весь сад был прекрасно иллюминирован, а перед самым балконом горело вензелевое имя Станислава Августа».
Пышный прием был дан и по случаю коронации Александра I в 1801 году. Историк Сергей Любецкий описывает иллюминацию Останкина следующим образом: «По окончании десерта и чая начался бал, после которого пригласили всех посетителей в полутемную комнату, обращенную окнами во двор, и там, за прудом, вдруг вспыхнул блистательный фейерверк; он представлял собой как бы ночное солнце, золотые лучи которого, озаряя темный свод неба, играли, резвились на нем, и среди этого потока света весело искрились и пылали бриллиантовые вензеля коронованных супругов… Государь поднял свой бокал за здоровье гостеприимного хозяина. Поздно ночью отправился он в Москву, среди яркой иллюминации».
В останкинской коллекции сохранилась пара мортир, выполненных в Петербурге по специальному заказу Николая Шереметева для праздничных фейерверков, приуроченных к встрече императора Александра I в Останкине.
В 1809 году граф Николай Петрович скончался, лишь на шесть лет пережив горячо любимую жену Прасковью, бывшую актрису его крепостного театра, и оставив маленького наследника. Когда Дмитрий Николаевич вырос, вкусы аристократии сильно изменились, так что дворцом он не пользовался, но сохранял как семейную гордость.
С 1830-х годов усадьба и ее парк стали у жителей Москвы излюбленным местом для гуляний: всем нравилась роща и Каменские пруды. Открылся и увеселительный сад. Однако в середине 1850-х годов усадьбу ждал новый торжественный прием.
«Агитдворец Останкино» на ВДНХ. Изучаем историю усадьбы графов Шереметевых
Император Александр II, оставшийся в истории как великий реформатор, вступил на российский престол в 1855 году после смерти своего отца Николая I. Официальные коронационные торжества состоялись в Успенском соборе Кремля 26 августа (7 сентября по новому стилю) 1856 года.
Перед коронацией Александр II отправился в Москву. В усадьбе Останкино была устроена временная резиденция нового императора, который вместе с семьей прожил здесь неделю, готовясь к церемонии.
Во время подготовки к императорскому визиту во дворце (кстати, дворцом Большой дом, как его называли до этого, стал именоваться после этого события) прошли значительные ремонтные работы. Часть интерьеров подверглась радикальным перестройкам — например, эстампная галерея стала приемной императрицы с примыкающими к ней спальней и будуаром, а ротонда превратилась в императорский кабинет.
Во дворце поставили современную мебель, разместили скульптуры и картины с изображением императоров. В частности, в нижней наугольной комнате появились часы из золоченой бронзы в малахитовом футляре, с бронзовой оправой и на мраморном пьедестале, с сюжетом «Петр I в бурю на Ладожском озере» — дань уважения династии Романовых и знак многолетнего расположения царской семьи к графам. Петр Борисович Шереметев был сподвижником императора Петра I и стал первым, кто в Российской империи получил наследственный графский титул.
Наиболее значительно изменился в 1856 году театр, превратившийся в зимний сад: для этого нижнее машинное отделение разобрали, демонтировали систему трансформации в «воксал», настелили стационарные полы, объединившие сцену и зрительный зал. Так театр обрел вид, который он имеет и сейчас.
Александр II с супругой посетили Останкино также в 1857 году и прожили в усадьбе три дня.
В 1868 году в Останкинском дворце состоялось последнее крупное торжество — свадьба Сергея Дмитриевича Шереметева и княжны Екатерины Павловны Вяземской, фрейлины императрицы.
Пышность останкинских приемов можно оценить на выставке «В гостях у графа Шереметева», которая сейчас проходит в отреставрированном Египетском павильоне. Посетители узнают об истории музея-усадьбы и увидят реконструкцию традиционного праздничного застолья.
Оперативно узнавайте главные новости в официальных каналах города Москвы в мессенджерах MAX и «Телеграм».
«Московская A Cappella». Победители 2024
Тайны Живописного моста