Вещи-актеры: как на сцену попадают портфели, графины и детские коляски

27 марта 2021
Культура

27 марта во всем мире отмечают День театра. Самое интересное в театре происходит не только на сцене во время спектакля. Множество тайн хранит целая вселенная — закулисье. Невозможно представить «Гамлета» без «бедного Йорика» или «Вишневый сад» без «многоуважаемого шкафа». Элиза Дулиттл не была бы собой без корзин с цветами, а оказаться в одном времени с героями «Мертвых душ» было бы сложнее без старинных графинов и подсвечников. Работа реквизитора зрителям не видна, но именно грамотно подобранные и расставленные по местам предметы создают на сцене нужную атмосферу, а игре актеров придают большую выразительность.

Начальник реквизиторского цеха Московского академического театра имени Владимира Маяковского Юлия Бубнова рассказала mos.ru о том, как предметы попадают на сцену и какую роль в театре играют реквизиторы.

Фото М. Денисова. Mos.ru

В театре нет лишних вещей

В реквизиторской, кажется, можно найти практически все — корзины, портфели, сумочки, зонтики, есть даже авоська с бутафорскими продуктами: батоном и несколькими бутылками молока. Догадаться, что они ненастоящие, трудно, даже разглядывая их вблизи.

Реквизит попадает в театр разными путями. Что-то делают бутафоры — это могут быть гипсовые скульптуры, искусственные цветы, продукты, которые трудно отличить от настоящих. Чтобы сделать предмет в духе нужной эпохи, мастера изучают архивные фотографии и документы. Историческая точность реквизита помогает зрителю поверить в то, что происходит на сцене, а актеру — лучше почувствовать своего персонажа.

Какие-то предметы приходится покупать — причем если вещи нет в обычных магазинах, ищут на блошиных рынках или заказывают в единственном экземпляре. Что-то приносят зрители или сотрудники театра. Например, благодаря актрисе Ольге Прокофьевой в реквизиторской появилась детская коляска, которая участвует в спектакле «Дети портят отношения». А некоторые вещи, можно сказать, музейные экспонаты. Одной из тростей, к примеру, уже больше сотни лет. Сейчас она дополняет образ Альфреда Дулиттла, отца главной героини спектакля «Пигмалион». Его играет заслуженный актер Юрий Соколов.

Есть и так называемый исходящий реквизит — его нужно обновлять к каждому спектаклю. Например, еда и напитки, которые актеры будут есть и пить на сцене. В постановке «Русский роман» герой разбивает гипсовый бюст — к каждому спектаклю бутафоры отливают новый. Для этой же постановки закупают охапку живых роз, чтобы во время представления разбросать лепестки. Нередко бьется посуда — иногда по ходу действия, иногда случайно.

Говорят, что в театре нет лишних людей, а Юлия Бубнова добавляет: лишних вещей для театра тоже не существует. Поэтому реквизит не только тщательно подбирают, но и бережно хранят.

В Театре имени Маяковского шесть реквизиторов, работы хватает на всех. В их задачи входит хранение предметов и уход за ними — это и стирка, и глажка, и мытье посуды, ведь каждая вещь должна идеально выглядеть на сцене. Все предметы аккуратно разложены по полкам — на каждой полке реквизит для того или иного спектакля. Юлия Бубнова и ее коллеги накрыли их тканью, чтобы защитить от пыли.

Незаметные и необходимые

Хотя у Юлии хватает забот в реквизиторской, без нее не обходятся и на сцене: она с коллегами участвует во всех репетициях и спектаклях. Ее задача — не только подобрать нужный реквизит, но и расставить его на сцене. Иногда предметы, которые актеры используют на репетициях, согласуют режиссер и художник-постановщик, тогда они же используются в спектакле. Иногда что-то приходится менять, искать в реквизиторской или заказывать бутафорам. Если нужного предмета не находится, реквизитор должен быстро сообразить, чем его заменить или из чего сделать что-то похожее.

В ходе пьесы реквизитор следит, чтобы каждый предмет лежал на своем месте — так актеру не придется ничего искать перед выходом на сцену. От хорошей работы реквизитора зависит то, насколько комфортно будет работаться актерам — даже одна потерянная ложка может заставить нервничать всю труппу. А на случай пропажи или поломки важной вещи во время представления у реквизитора всегда должен быть запасной предмет.

Во время спектакля, признается Юлия, приходится быть все время начеку, успевать следить за всем. От казусов и недоразумений никто не застрахован, случались они в работе всех реквизиторов. Но Юлия старается подобных ситуаций не допускать, а разрешать их на ходу помогают накопленный опыт и трудолюбие.

Хотя большая часть работы сотрудников реквизиторского цеха проходит за кулисами, иногда они появляются и на сцене. Между актами, когда приглушен свет, они расставляют все необходимое. Главная задача реквизиторов при этом — быть практически незаметными. У них есть свой дресс-код: вся одежда должна быть черной. В некоторых спектаклях реквизиторы выходят на сцену в костюмах, подходящих эпохе и обстановке спектакля, что позволяет им выглядеть более органично, и их работа не бросается в глаза.

Качественная работа реквизитора, считает Юлия Бубнова, абсолютно незаметна. А бросается в глаза как раз тогда, когда что-то сделано не очень удачно. Но Юлию Бубнову это нисколько не обижает. Ей по душе именно этот закулисный невидимый, но очень важный труд.

«Если бы я хотела обращать на себя внимание, то, наверное, пошла бы в актрисы, — смеется она. — Но для меня важно быть частью театра, вносить свой вклад в каждую постановку. Когда зрители аплодируют и я знаю, что они получили от спектакля положительные эмоции, у меня теплеет на душе. Лучшая награда — знать, что людям понравился спектакль и я причастна к этому. Каждый из нас вкладывает часть себя в постановку, без этого ничего бы не получилось».

Когда работа в радость

По образованию Юлия Бубнова химик, в реквизиторы попала случайно, по знакомству. Мир театра заворожил ее, и она работает здесь уже 11 лет. Когда театр закрывался на карантин, она, как и ее коллеги, тосковала по любимой работе, а выйти на нее снова было настоящим праздником.

Конечно, график в театре ненормированный, но Юлия была готова к этому. «Когда работа в радость, то для нее не жалко ни времени, ни сил. Актеры бывают с характером, иногда нервничают, кому-то нужно уделять больше внимания. Но мы относимся с пониманием. А когда слышишь от актера или режиссера слова благодарности — это перевешивает любой негатив», — говорит она.

Юлия воспитывает 13-летнего сына Вову, который тоже увлечен театральным искусством. Сказку «Мама-кот» подросток смотрел раз шесть, не меньше, а сейчас дорос и до более взрослых спектаклей. К маме на работу Владимир ходит как на праздник — иногда помогает в реквизиторской, с восхищением рассматривая предметы, которые до этого видел на сцене.

«Дети искренне радуются, когда могут увидеть и потрогать реквизит, — говорит Юлия Бубнова. — Для них это настоящее чудо. Нравится им и на сцену выйти, на несколько минут представить себя актерами».

По словам Юлии, напряженная работа в театре не только не мешает общению с сыном, но даже помогает привить ему чувство прекрасного, сделать его детство более интересным. К тому же, заботясь о реквизите, мама приучила и Вову к аккуратности и бережному отношению к вещам. И сама Юлия многому научилась на этой работе.

Фото: mos.ru
Источник: mos.ru
теги новостей

Поделиться
МУЗЕИ

Музейно-храмовый комплекс Военных сил России

Места

Мемориальный музей в «Доме Лосева»

Ближайшие события
Бесплатно

«‎Четвероногий друг» на районных площадках «‎Пасхального дара»

28 апреля5 мая
Бесплатно

Пасхальная творческая мастерская на Площади Революции

28 апреля5 мая


Оставаясь на сайте «Московских сезонов», вы соглашаетесь на использование файлов сookie на вашем устройстве. Они обеспечивают эффективную работу сайта и помогают нам делиться с вами наиболее интересной и актуальной для вас информацией. Вы можете изменить настройки сookie или отключить их в любое время. Подробнее о файлах cookie.
Accept ccokies