В серебристо-сером плаще и терракотовой шляпе — Московский академический театр сатиры облачился в новый наряд к своему юбилею. В 2024-м ему исполнилось 100 лет. Сцена театра не всегда располагалась на Триумфальной площади. Сначала актеры давали спектакли в подвале дома Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке. Только в 1927-м труппа переехала в нынешнее здание. Летом этого года завершился ремонт фасада и купола театра, а художественным руководителем стал актер Евгений Герасимов. Корреспонденты mos.ru побывали за кулисами и узнали, что изменилось и как идет подготовка к праздничным мероприятиям.
Московский академический театр сатиры встречает нас, как настоящий актер, в парадном платье, украшенном бело-розовыми «брошками» — масками, каждая из которых изображает разные эмоции: радость, удовольствие, восторг. Художественный руководитель театра Евгений Герасимов и сам, наверное, испытывает эти чувства, разглядывая фасад.
«Когда я летом пришел на должность художественного руководителя, театр выглядел иначе, а эти маски и вовсе были сняты с фасада и повешены у заднего входа. Актеры, да и просто москвичи, не раз возмущались: “Верните маски! Ведь они часть исторического облика не только театра, но и столицы!”. И конечно, первое, что я сделал на новом посту, обратился в Департамент капитального ремонта с просьбой посодействовать в восстановлении того фасада, какой был еще при Валентине Плучеке, возглавлявшем театр с 1957 по 2000-й», — говорит художественный руководитель Московского академического театра сатиры Евгений Герасимов.
Специалисты столичного Департамента капитального ремонта обновили и сам фасад: верхнюю его часть оставили светло-серой, а нижнюю сделали темнее, из навесных листов фибробетона, создающих эффект плиссированной ткани. Основное новшество — медиаэкран, на котором демонстрируются сцены из спектаклей разных лет и портреты любимых актеров. Также обновили входную группу: заменили витражные конструкции дверей и афиш, сделали более удобные автоматические двери, выполнили облицовку крылец керамогранитом, над входом установили бегущую строку с анонсами спектаклей.
«Кроме того, мы отремонтировали купол. Заменили его металлическое покрытие площадью 1700 квадратных метров, заранее покрашенное терракотовым цветом. Исторически оттенок был серым, но решили, что купол должен хорошо сочетаться с основным цветом здания, при этом оттеняя его. Также на кровле сделали современную гидроизоляцию и проложили 8000 метров подогреваемого кабеля, не позволяющего скапливаться снегу», — рассказывает заместитель начальника по благоустройству городской среды Департамента капитального ремонта столицы Иван Собкалов.
Этот купол появился в истории театра неслучайно. Здание, в котором он сегодня работает, построили еще в 1911-м по проекту Богдана Нилуса для братьев Никитиных. Один из них жонглировал, другой глотал шпаги и показывал акробатические трюки, третий играл на балалайке и поднимал гири — здесь до середины 20-х годов прошлого столетия размещался цирк. А современный вид зданию уже в 1960-е придал архитектор Валерий Степанов.
Заходим в кабинет художественного руководителя театра. Зеленые кожаные кресла, эскизы декораций к «Пигмалиону» художника Никаса Сафронова, современная настольная лампа, ножка которой тем не менее напоминает древнегреческую амфору, — классика с элементами нового времени. Так было и при Валентине Плучеке. Его современная труппа считает тем человеком, который сформировал амплуа Театра сатиры.
«Я стараюсь сохранить традиции. Так сложилось, что этот театр стал моим первым, куда я пришел работать, еще будучи студентом Щукинского училища (сейчас — Театральный институт имени Бориса Щукина). Меня единственного с курса тогда приняли Валентин Плучек и Марк Захаров. Теперь моя задача — вернуть тот репертуар, ту атмосферу иронии и самоиронии, которые были в годы, когда здесь играли Анатолий Папанов, Георгий Менглет, Вера Васильева, Андрей Миронов, Александр Ширвиндт, Михаил Державин. Зрители смеялись и плакали, узнавали себя и своих близких», — рассуждает Евгений Герасимов.
Театр со дня основания придерживался лозунга: «Смеяться над тем, что смешно, бичевать все мерзкое, тупое, косное, все, что уродливым наростом торчит из нового советского быта». В 1920-е годы здесь ставили так называемые обозрения — эпизоды на злобу дня, между которыми актеры пели куплеты и танцевали. Среди них были «Захолустье», «Европа что надо», «Чужая голова», «Не хулиган ли вы, гражданин?». Постепенно мода на такие пьесы прошла, и режиссеры взялись за водевили, а затем и классику — Уильяма Шекспира, Николая Островского, Михаила Булгакова. При этом они неизменно связывали события прошлых веков, описанные в произведениях, с современностью, проводили параллели тонкими стежками. Шутили колко, попадали четко. Советская власть не раз запрещала постановки. И это обстоятельство еще больше привлекало зрителей. Зачастую в дни премьер театр приходилось охранять от многочисленных желающих увидеть хотя бы краем глаза, что там происходит.
«Мы пока возродили два спектакля, поставленные более 20 лет назад, — “Укрощение строптивой” по Шекспиру и “Бешеные деньги” по Островскому. Обновили декорации и костюмы: актеры признались, что играли втроем в одной рубахе!» — делится художественный руководитель.
Изготовлением новых костюмов и реставрацией старых занимается пошивочный цех, расположенный в отдельном корпусе. На его двери большая деревянная пуговица — сразу понятно, что внутри. А там — стук иголок и шуршание пара от утюга, на манекенах — кружевная накидка в стиле XIX столетия и средневековый бордовый камзол с золочеными пуговицами.
«Костюмы, которые можно починить, мы сохраняем, подбираем похожий материал. Но некоторые ткани настолько древние, что ничего подобного в наши дни не найти, и тогда приходится шить заново. Так, мы сделали копию кителя к “Укрощению строптивой”, это была ювелирная работа, предстояло воссоздать тамбурный стежок в виде маленькой цепочки из ниток. Хотя некоторые актеры отмечают, что в прежних платьях удобнее, ведь они уже приняли форму тела за столько лет!» — рассказывает руководитель пошивочного цеха Московского академического театра сатиры Наталья Африна.
Тем временем на сцене идет репетиция юбилейного спектакля «Игроки» по Николаю Гоголю. Премьера состоялась 1 ноября. «Извольте, если небольшую игру, то почему бы и нет?» — обращается актер к коллегам по сцене. Эта пьеса Гоголя считается незаконченной, но режиссер Альберт Хасиев облек ее в удачную форму и добавил женскую роль. Главный персонаж — карточный шулер Ихарев, ставший жертвой собственного мошенничества. Сюжет детективный и фантасмагорический, он сам как игра, в которой обманывается не только герой, но и зритель.
Премьера прошла на обновленной сцене, которая не ремонтировалась более 20 лет. Специалисты полностью заменили ее планшет, то есть верхнее покрытие, а за образец взяли макет 1960-х годов самого архитектора Валерия Степанова.
«Я сохранил этот макет в своей мастерской, как и многие другие, представляющие собой миниатюрные копии декораций к спектаклям. В моей коллекции есть, например, макет 1924-го к “Захолустью”, созданный творческим коллективом “Кукрыниксы”, куда входили художники Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов, а также к бенефису Ольги Аросевой “Как пришить старушку” — мы собираемся возобновить его показ. Стараюсь оставить все в первозданном виде, реставрирую и заменяю только элементы, пришедшие в негодность, например шерсть, съеденную молью», — делится главный художник Московского академического театра сатиры Валентин Шихарев.
В его мастерской, куда мы поднимаемся по винтовой лестнице, собраны макеты за всю историю театра: крошечные античные колонны из гипса, деревянные корабельные мачты, картонные кресла и костюмы из лоскутков. Если Евгений Герасимов решит «достать из сундука» старый спектакль, в этой комнате можно посмотреть, как он выглядел в год премьеры.
Валентин Шихарев работает здесь 40 лет, а карьеру театрального художника начал с 1949-го. Его называют хранителем традиций. Маски, которые теперь снова украшают фасад, тоже реставрировал он. «Эти маски закрасили непонятным цветом, а я вернул первоначальный», — уточняет наш собеседник.
Мы снова выходим на улицу. Скоро вечер, театр наденет ожерелье из 130 светильников и 500 метров неоновой ленты и заиграет огнями: подсветка — еще одно нововведение, появившееся после ремонта. Красивый и нарядный, он ждет 1 декабря. На эту дату запланировано главное юбилейное торжество. «Будет невиданное шоу», — обещают сотрудники. Какое именно? Пока интрига. Таковы законы драматургии.
От 1924 года до наших дней. Изучаем макеты декораций к спектаклям Театра сатиры«Профессия — Ширвиндт» на Тверском бульвареСобянин: Сад «Аквариум» у Театра Моссовета преобразился к театральному сезону