Московский музыкальный театр «Геликон-опера» представил оперу Игоря Стравинского «Похождения повесы» (либретто Уистена Одена и Честера Коллмена по мотивам гравюр Уильяма Хогарта). Режиссером-постановщиком стал народный артист России Дмитрий Бертман.
Спектакль идет в главном зале, носящем имя Стравинского. С музыки этого композитора началась история театра: в 1990 году Дмитрий Бертман представил здесь оперу «Мавра». И вот в 35-м сезоне театр возвращается к Стравинскому — но уже к его последнему произведению. Для Бертмана это третье обращение к «Похождениям повесы»: в 2000 году он ставил оперу в Вене, в 2016-м — в Хельсинки. Теперь история обретает новую жизнь на родной сцене, замыкая символический круг.
Как рассказывает ассистент режиссера-постановщика Илья Ильин, в театре идет несколько опер Стравинского — «Весна Священная», «Соловей», «Мавра». Но особым почетом стало представление именно последнего произведения Игоря Федоровича, потому что это сложносочиненный спектакль, в котором занята вся труппа. Эта опера — венец творчества Стравинского.
Спектакль поражает масштабом и яркими декорациями: сцена становится то тихим летним садом, то кроваво-красным царством праздности, то городским пейзажем, то пугающим кладбищем, то тревожным Бедламом…
«Для нас этот большой международный проект сейчас как нельзя кстати, он очень важен для “Геликон-оперы”, — продолжает Илья Ильин. — Я хотел бы отметить великолепного художника по декорациям австрийца Хартмута Шоргхофера, который с большим удовольствием согласился работать здесь, в Москве (это не первая наша работа с ним), а также Эрику Турунен, художницу по костюмам».
История создания оперы «Похождения повесы» восходит к 1947 году, когда Игорь Стравинский увидел выставку работ английского художника Уильяма Хогарта.
Исследователи отмечают, что его стиль во многом карикатурен, а морализаторство, характерное для XVIII века, занимает важное место. Хогарт создал серию гравюр под названием The Rake’s Progress («Похождения повесы»), которую представил на выставке. Цикл рассказывает историю молодого человека, чьи жизненные перспективы рушатся из-за неожиданного богатства, толкнувшего его в дурное общество и приведшего к моральному падению. В опере присутствует Энн, влюбленная в главного героя Тома, хотя в оригинальных гравюрах ее роль второстепенна. Хогарт — одна из ключевых фигур живописи XVIII столетия. Сам он говорил, что задумывал свои работы как своеобразный «театр в живописи», а театр занимал тогда в культуре центральное место, влияя на все виды искусства — от живописи и поэзии до музыки. Хогарт стремился изобразить своих персонажей актерами, продемонстрировать, как они исполняют свои роли.
Стравинский, общаясь с писателем и философом Олдосом Хаксли, предложил ему идею создать оперу по мотивам этих гравюр. Хаксли рекомендовал в качестве либреттиста Уистена Одена — английского поэта, жившего в США. Оден привлек к работе своего друга Честера Коллмена, и вместе они создали блестящее либретто. Оно уникально тем, что это не просто основа для музыки, а самостоятельное, остроумное и глубокое произведение. Авторы осовременили главного героя, придав ему актуальные для середины XX века черты. Опера была написана в 1951 году, в послевоенную эпоху, когда в обществе царил дух гедонизма — люди стремились взять от жизни все, забыв о недавних тяготах войны.
Стравинский мастерски соединял изысканность классических форм с новаторскими приемами. В опере перекликаются утонченные арии в традициях XVIII века с острыми ритмическими экспериментами и неожиданными гармоническими поворотами. Оркестр становится живым участником действия — то звучит прозрачно и камерно, то разрастается до симфонического размаха.
Как отмечают музыковеды, произведение стало вершиной неоклассического периода Стравинского — демонстрацией того самого классического стиля, к которому он стремился и которого в итоге достиг. Композитор ориентировался на моцартовскую оперную модель. В своей работе он придерживался традиционной формы — с ариями, хорами и речитативами, избегая экспериментальных новшеств. Для него подлинная традиция была не музейным экспонатом, а живой силой, способной вести искусство вперед.
«Похождения повесы» стали итогом оперного творчества Стравинского, и, возможно, именно накопленный опыт позволил ему создать столь совершенное произведение. Композитор переосмысливает античные мифологические архетипы. Например, в образе преданной Энн угадывается отсылка к мифу об Орфее: подобно тому, как певец спускался в Аид за Эвридикой, героиня пытается спасти Тома от нравственной гибели. Прослеживаются в сюжете и параллели с Фаустом, которого толкает к пороку Мефистофель, а также Дон Жуаном, вкушающим все радости жизни, не брезгуя сомнительными связями.
Традиционно перед премьерой «Геликон-опера» представляет приуроченную к спектаклю выставку. С «Похождениями повесы» перекликается экспозиция «Театральный мир И.Ф. Стравинского». Здесь можно увидеть и те самые гравюры Уильяма Хогарта. «Они были созданы в 1735 году. Точно мы не знаем, что Стравинский увидел в 1947-м на Чикагской выставке, но поскольку гравюра — тиражное произведение, можем предположить, что он мог бы увидеть именно эти листы. Здесь их восемь — все они соответствуют последовательности событий в опере», — рассказывает Владислав Ступак, куратор выставки.
Венчает экспозицию портрет Стравинского.
«Это работа Гавриила Гликмана, происходящая из собрания Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской. Ростропович дружил с Гликманом, организовал его персональную выставку в Вашингтоне с концертом и после этого приобрел более 20 работ для своего собрания. Благодаря Елене и Ольге Ростропович мы получили этот портрет на нашу выставку. Я думаю, что все зрители на него посмотрят, и он вызовет добрую улыбку.
Благодаря антрепризе Дягилева русское искусство вдохновляло разных мастеров. Так, известный французский ювелир Рене Лалик создал свое произведение по мотивам русской сказки “Жар-птица”. Это настольное украшение, которое так и называется “Жар-птица”, было изготовлено в 1922 году под впечатлением от балетов дягилевской антрепризы. Также у нас представлены два театральных эскиза к тому самому спектаклю — первой постановке “Жар-птицы”. Спектакль оформлял Александр Головин», — поясняет Владислав Ступак.
На выставке представлена театральная графика художников круга Стравинского. «Это театральные эскизы костюмов и декораций к разным спектаклям Игоря Федоровича, — говорит Владислав Ступак. — Здесь произведения и Льва Бакста, и Натальи Гончаровой, и Сергея Судейкина, и Михаила Ларионова, и Ивана Билибина, и, конечно же, Александра Бенуа, который 11 раз рисовал “Петрушку” Стравинского».
«Похождения повесы» — это не просто опера, а безжалостное зеркало, подставленное каждому. Стравинский создал произведение, которое сегодня звучит даже острее, чем в 1951 году. Том Рэйкуэлл напоминает современного человека, разрывающегося между соблазнами и нравственным выбором. Это вечная драма борьбы света и тьмы в человеческом сердце на пути к материальному благополучию. А также о том, как, преследуя призрачное счастье, мы часто не замечаем истинного, которое уже есть рядом с нами — и в нас.
Блеск золота, погоня за социальным статусом и комфортом в этой опере неразрывно связаны с дьявольским искушением. Но стоит ли продавать душу за материальные блага, если в мире остается место искренним чувствам такой силы, которая способна прощать, идти вслед за близким даже в пропасть?
Илья Ильин напоминает: «Главная мысль этой оперы очень проста. Все самые ужасные поступки в мире совершаются людьми праздными. Людьми, которые не думают о будущем, о близких. И мне кажется, что этот спектакль поможет задуматься о том, что нужно почаще смотреть на тех людей, которые рядом. Не жить воздушными замками, не смотреть куда-то далеко вперед, не загадывать на будущее, а любить то, что рядом с тобой. Любить близких людей, любить семью. Эта притча очень актуальна сегодня».
Приобрести билеты можно на mos.ru.
Оперативно узнавайте главные новости в официальном телеграм-канале города Москвы.