Выставка «В поисках народного искусства», открывшаяся в музее-заповеднике «Царицыно» в конце 2022 года, — это большое путешествие в советское прошлое. В экспозиции, занявшей 1200 квадратных метров, впервые объемно показаны произведения из фондов музея и частных коллекций, относящиеся к 1960–1980-м годам — времени, когда страна обратилась к теме сохранения ремесел. Выставка погружает в атмосферу экспедиций по поиску мастеров-самородков, знакомит с ассортиментом советских магазинов, творениями художников-экспериментаторов и народных умельцев СССР.
Тема народного искусства особенно важна для музея-заповедника «Царицыно», созданного в 1984 году как Государственный музей декоративно-прикладного искусства народов СССР. Формированию его коллекции посвящен первый зал.
Выставка будет работать до 28 июля 2024 года. О сокровищах, которые можно на ней увидеть, рассказывает куратор Юлия Иванова.
В 1960-е годы советская деревня переживала не лучшие времена — молодежь стремилась в город, ремесленные артели и мастерские исчезали. Именно тогда были организованы специальные комиссии по народному и самодеятельному искусству. Многочисленные фольклорные экспедиции, в том числе студенческие, в поисках уходящей натуры разъехались по самым отдаленным уголкам страны. Собранные исследователями сокровища, хранящиеся сегодня в царицынской коллекции, можно увидеть на выставке. Это многочисленные прялки, самовары, утюги, а еще — глиняные игрушки мастериц Ульяны Бабкиной из Архангельской области и Хамро Рахимовой из Узбекистана.
Тогда же внимание начали уделять самородкам — так называли самодеятельных художников, которые не имели художественного образования и оттого работали, нарушая законы пропорций. Их особый, добрый, вселяющий надежду взгляд на мир очень ценился. Для мастеров-самородков организовывались выставки, конкурсы. Заочный народный университет искусств (ЗНУИ) в Москве помогал одаренным творцам из народа учиться искусству по переписке.
Одним из самых известных художников, которых выпустил ЗНУИ, был Павел Леонов — житель далекого села в Ивановской области. На своей картине «На прогулку» он изобразил, каким бы могло быть это место: на полотне зритель видит не удручающий пейзаж, а комфортный населенный пункт с Домом культуры, хорошими оживленными дорогами, веселым клубом. Еще один известный мастер — Владимир Зазнобин, создававший фигуры из дерева. В экспозиции представлены его скульптуры «Певица» и «Гармонист».
Есть на выставке клеенчатая скатерть, расписанная в хохломской манере. Это работа Степана Веселова, потомственного мастера хохломской росписи из деревни Мокушино Ковернинского района. С семи лет он расписывал деревянные ложки и посуду, помогая отцу. Повзрослев, работал мастером хохломской росписи, а потом ушел в лесничество. Расписывать скатерти из клеенки в подарок друзьям он начал на пенсии.
Народная тема окружала советского человека и в интерьере. Об этом заботились с помощью государственной программы по популяризации народных художественных промыслов. На выставке воссоздана узнаваемая гостиная с коврами и характерной «стенкой». За стеклом, конечно, гжельские статуэтки и посуда, считавшиеся знаком хорошего вкуса хозяев.
В экспозиции представлена коллекция из Музея ивановского ситца, созданная в 1994 году «красным Диором» Вячеславом Зайцевым. Уроженец города, издавна славящегося своими текстильными традициями, он показал, что особенности традиционного кроя и узора вполне могут стать частью современного образа.
Тема легкой промышленности представлена также высокими образцами фарфоровых изделий с ручной маховой росписью Ленинградского и Дулевского фарфоровых заводов. Если эти предприятия продолжают работать, то образцы тканей Ленинградской фабрики имени Веры Слуцкой или Кренгольмской мануфактуры (Нарва, Эстония) сегодня можно увидеть только на выставке.
Экспериментальные образцы изделий и редкие технологические материалы представлены в разделе, посвященном Научно-исследовательскому институту художественной промышленности — главному методическому центру страны, при поддержке которого государство решало задачу сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов в регионах.
Выставка знакомит с некоторыми художниками, которые в советское время работали в производственном объединении «Гжель». Среди них — Людмила Азарова. Отличительная особенность ее творчества — создание посуды со скульптурными украшениями: бокал, например, она дополнила крышкой с фигурками детей. Этот прием переняла у нее Зинаида Окулова. На выставке есть ее масленка «Лебедь»: нижняя часть посуды представляет собой водную гладь, а крышка выполнена в виде лебедя с сидящим на спине птенцом.
Увидеть их можно в зале, посвященном ведущим и узнаваемым промыслам — «золотым брендам» России. Это не только матрешки и гжель, но и расписные деревянные изделия из Хохломы, подносы из Жостова, шкатулки из Федоскина, знаменитая дымковская игрушка, палехская лаковая миниатюра и многое другое.
Среди экспонатов — серебряные изделия предприятия «Северная чернь» (Великий Устюг). Это название гремело по всему миру: еще в 1937 году на Всемирной выставке в Париже продукция предприятия получила большую серебряную медаль и диплом. С 1962 по 1985 год старшим художником «Северной черни» была Елизавета Тропинина. На выставке представлены многие из ее работ — кофейники, чашки, блюдца.
Экологическая тема затрагивается в залах, посвященных декоративному искусству Молдавской, Белорусской и Украинской ССР, а также союзных республик Прибалтики. Здесь представлены вязаные варежки, узорные скатерти и покрывала, тканые дорожки и вышитые рушники. Первоклассная коллекция латгальской керамики (Латвия) соседствует с чернолощеными молдавскими сосудами, звонкой расписной керамикой и плетением из соломы, корня, рогоза и лозы.
Пространство, в котором представлены изделия художников Кавказа и Средней Азии 1960–1980-х годов, оформлено как роскошный базар. Здесь, кажется, есть всё: игрушки, ковры, войлок, вышитые сюзани и тюбетейки, металлические, кожаные и ювелирные изделия, керамика, сувенирные рога.
Особенно выделяются огромные армянские солонки-агаманы. Выполненные в виде женской фигуры с отверстием в животе, агаманы одновременно выполняли хозяйственную и сакральную функции — считалось, что они приносят благоденствие и процветание семье. Неспроста внутри хранили именно соль — незаменимый продукт. Важным предметом на кухне многих армянских хозяек и по сей день является резная доска для выпечки гаты — традиционного пирога с начинкой из масла и сахарной пудры. С помощью доски на поверхности гаты выдавливают узор, свой для каждой семьи.
Отдельный «прилавок» посвящен узбекским ляганам — расписным фаянсовым блюдам, чаще всего предназначенным для плова. Рисунки, созданные мастерами-усто, можно рассматривать бесконечно, разгадывая их смысл: например, орнаменты из цветов и растений внутри кольца означают силу, изображение птицы — свободу, а ножа — защиту от сглаза.
В следующих двух залах выставки можно увидеть, как народная тема отражается в творчестве современных художников. Эта часть экспозиции будет постоянно меняться — здесь покажут работы разных авторов. Сейчас гости могут увидеть предметы интерьера из керамики и глины, созданные Натальей Макаровой (Самара) и Михаилом Садовниковым (Чебоксары), а также матрешек Дмитрия Ламонова (Санкт-Петербург), которые как будто собраны из объемных пикселей.
Меняться будет и небольшая экспозиция по соседству, посвященная народным искусствам разных регионов России. Сейчас там можно узнать о Якутии и изучить экспонаты из Национального центра народного прикладного искусства и художественных промыслов «Симэх». Впоследствии представят экспозиции, посвященные народному искусству Узбекистана, Беларуси и других стран СНГ.
Наконец, последний зал снова возвращает гостей к творчеству 1980-х годов, в частности к изделиям из цветного стекла. Они выполнены в гутной технике, предполагающей формовку изделия из расплавленной стекломассы вручную. Это настоящие шедевры, объединяющие труд художников и мастеров-стеклодувов. Один из них — композиция «Октябрь» Бориса Федорова, созданная на Дятьковском хрустальном заводе.