Московские реставраторы восстановили семь исторических каменных надгробий, которые находятся на территории некрополя Донского монастыря. Их поставили представителям московской интеллигенции, купечества и дворянства, которые жили в XIX и XX веках. Облик памятников соответствует традициям своего времени. К примеру, имеются надгробия, датированные концом XIX века, в виде часовенок или каплиц с разнообразным декором. Мемориалы, установленные в начале и середине XX века, более лаконичные и скромные.
«Надгробия покрылись различными видами загрязнений, образовались трещины и сколы, осадки размыли фундаменты постаментов. Специалисты расчистили поверхности, укрепили каменные мемориалы и их основания, устранили трещины, сколы и другие дефекты с помощью инъектирования и мастиковки. Это особые методы в арсенале реставраторов, когда восстановительные работы проводят с ювелирной точностью, нанося особые составы лишь в местах, требующих ремонта», – прокомментировал руководитель Мосгорнаследия Алексей Емельянов.
Все памятники были покрыты антисептическими и водоотталкивающими средствами, которые защищают от негативного воздействия окружающей среды.
Например, было отреставрировано безымянное надгробие конца XIX века в виде каменной часовенки (каплицы) из известняка с плитой-основанием из песчаника. Каплица состоит из трех частей: цокольной части, часовенки и завершения в виде главки с барабаном. Специалисты предполагают, что на главке часовни когда-то был крест. Грани памятника украшают витые колонки с небольшими капителями, а также резной декор в виде спиралевидных завитков. Стены часовни с четырех сторон расчерчены рамками (лакунами). Возможно, прежде в них были установлены каменные или металлически плиты с эпитафиями, памятными надписями или рельефами, которые до наших дней не сохранились.
Еще одно отреставрированное надгробие-часовенка – Ивану Гавриловичу Ощепкову, который родился в 1825 году, а умер в 1899-м. Об этом сообщает надпись, расположенная в филенке цокольной части надгробия. Это сооружение из известняка с высоким пьедесталом, установленное на цоколе из полированного красного гранита. Основанием памятнику служит плита из песчаника. Часовенка состоит из трех частей, она украшена колоннами с желобками, или так называемыми каннелированными колоннами. Сохранились барабан и главка, похожая по форме на луковицу. Однако крест, венчавший монумент, не уцелел.
Третий мемориал, приведенный в порядок специалистами, тоже имеет форму часовенки. Его поставили врачу Алексею Константиновичу Струпову. И часовенка, и цоколь выполнены из мрамора, цоколь украшают полукруглые кокошники, заостренные посредине. Надписи на надгробии выполнены старославянским шрифтом и обрамлены фигурным картушем. Крест, который некогда венчал сооружение, утрачен.
Алексей Константинович скончался 22 марта 1886 года, год и дата его рождения не указаны. Он служил доктором в частных домах в районе Сретенки, а с 1860-го был лекарем при Министерстве внутренних дел, сначала в чине коллежского асессора, а затем – статского советника. Известно, что у Алексея Константиновича был сын Алексей Струпов, который работал врачом-окулистом и жил в районе Сивцева Вражка.
Среди отреставрированных надгробий есть часовенка с уцелевшим крестом. Памятник выполнен из полированного габбронорита, в его основании находится плита из красного гранита. Сохранилась надпись – согласно ей, под каплицей покоится потомственный почетный гражданин Иван Михайлович Колчин, умерший 1903 году.
Отличается архитектурный облик памятника на месте захоронения Ивана Степановича Гайдина. Надгробие выполнено из габбронорита в форме «жертвенника», памятник датирован 1912 годом. Иван Степанович был купцом 2-й гильдии, торговал сукном в доме Воскресенского подворья на Ильинке. У «жертвенника» высокий цоколь, а тело постамента увенчано гладким карнизом или короной. Специалисты предполагают, что у памятника прежде был крест. Надписи на мемориале сделаны в вырубной технике (буквы высечены на камне), сохранилась покрывающая их позолота. На постаменте можно увидеть барельефное изображение Иоанна Крестителя с лавровыми ветвями, перевитыми лентой.
Еще один отреставрированный памятник, который специалисты относят к началу XX века, установили дворянке Антонине Николаевне Самариной, в девичестве Трубецкой. Надгробие состоит из мраморной плиты, уложенной на гранитные блоки основания, в ногах установлен крест из белого мрамора.
Самое позднее по датировке надгробие относится к 60-м годам XX века. Это стела и плита из лабрадорита. Здесь покоится ленинградский историк и военно-морской капитан 1-го ранга Николай Сергеевич Кровяков. Он родился в 1913 году и прожил до 1962-го. Кровяков писал книги об истории флота, был библиофилом и коллекционером.
Посвятительная надпись сделана на гладкой поверхности камня, украшение мемориала довольно скромное. Буквы покрыты позолотой, внизу под посвятительной надписью изображена золотая пятиконечная звезда.
Все перечисленные памятники приведены в порядок и на долгие годы защищены от разрушительного воздействия окружающей среды. На территории некрополя Донского монастыря продолжаются работы по реставрации мемориалов. Среди них, в частности, художественное надгробие Марии Гартунг, дочери Александра Сергеевича Пушкина.
В некрополе Донского монастыря, крупнейшем сохранившемся в Москве некрополе ХVIII–XX веков, находятся семейные захоронения дворянских династий, в частности рода Рюриковичей. Также там покоятся известные горожане, деятели науки и искусства.
Донской монастырь основали в 1593 году. Он расположен возле старой Калужской дороги в юго-западном направлении от центральной части Москвы. Монастырь получил свое название в честь Донской иконы Божией Матери, крестный ход с которой устроили во время битвы с войсками хана Казы-Гирея.
Троице-Лыково в Строгино
Кубок «Москва – на волне»
«Билли Новик и “Петербургский джазовый актив”» в Московском международном доме музыки