Парящий мост в парке «Зарядье» с первых дней стал одним из символов современной Москвы и популярной смотровой площадкой. С него открывается вид на исторический центр столицы, в том числе ГЭС-1 имени П.Г. Смидовича. Ее очертания и серые трубы отдаленно напоминают большой корабль. Первое оборудование старейшей в России электростанции ввели в эксплуатацию 28 ноября 1897 года, и она до сих пор обеспечивает центр Москвы энергией и теплом. На Раушской электростанции тесно сплелись архитектурные традиции дореволюционной промышленности, советская символика и современные технологии.
Как сегодня работает ГЭС-1, кто поставляет станции турбины и котлы и для кого Раушская станция зажигала лампочки на рубеже веков — в репортаже mos.ru
ГЭС-1 можно смело назвать жемчужиной мировой промышленной архитектуры. Станция является объектом культурного наследия города Москвы. ГЭС-1, историческое название которой никак не связано с гидроэнергетикой, а расшифровывается как Государственная электрическая станция № 1, поражает своей архитектурой.
В советские годы, когда строительство объектов электро- и теплоснабжения было поставлено на поток, предпочитали типовые проекты. А вот на рубеже XIX–XX веков архитекторы создавали запоминающиеся проекты даже для промышленных объектов. Поэтому и сегодня на ГЭС-1 бережно относятся к наследию, сохраняют и цветовые решения, и многие элементы декора, кажущиеся необязательными для электростанции.
Для нас экскурсию по ГЭС-1 проводит ее директор Олег Савельев, который знает о работе станции все. «Я могу вам о ней рассказывать часами», — признается он. Савельев уверен в будущем электростанции. Тем более на ГЭС-1 активно идет модернизация.
«Самый главный план сейчас — пройти надежно и безаварийно осенне-зимний период, к которому мы подошли с высоким коэффициентом готовности и подтвердили его», — подчеркивает директор.
После небольшого инструктажа надеваем каски и направляемся в машинный зал. На стенах в коридорах главного здания — музейная экспозиция. Архивные фотографии, чертежи, стенды со значимыми датами рассказывают гостям историю ГЭС-1.
Заходим в просторный и светлый машинный зал. Интерьер здесь и сегодня практически такой, каким его задумали более столетия назад. Резные зеленые балкончики, круглые часы и фонари на стенах (они были восстановлены), узнаваемые арочные окна, выходящие на Раушскую набережную, и, конечно, стеклянная крыша. В солнечный день через нее льется свет на калужские турбины. Они как раз появились в машзале сравнительно недавно, в 1990–2000-х годах.
«ГЭС-1 неоднократно модернизировали, в общей сложности она прошла семь этапов модернизации. Турбинный парк у нас довольно новый, ему менее 30 лет. Это шесть турбин: пять противодавленческих и одна теплофикационная типа ПТ. Два практически новых котла и три котла, которые мы заменим в течение нескольких лет, так как это процесс небыстрый и включает в себя демонтаж существующего оборудования, проектирование, монтаж и наладку новых котлов», — рассказывает Олег Савельев.
Директор подчеркивает, что импортозависимость станции минимальная, так сложилось исторически. «У нас работают калужские турбины, подольские котлы, арматура преимущественно произведена в городе Чехове. В целом на станции все отечественное», — отмечает собеседник mos.ru.
С момента запуска персонал Раушской электростанции постоянно находился в машинном зале и контролировал работу турбин с помощью распределительного щита управления, который был смонтирован здесь же. В XXI веке на ГЭС-1 процесс получения тепла и энергии автоматизирован. Турбогенераторы размеренно гудят в одиночестве, а сотрудники наблюдают за их работой на мониторах в отдельном помещении.
Сегодня на месте распределительного щита — ажурный балкончик зеленого цвета, с которого открывается вид на машинный зал. Здесь продолжение экспозиции, посвященной истории электростанции. Под стеклом — документы бывших работников станции, чертежи, архивные фото.
Наша следующая остановка — центральный щит теплового управления. За пультом, точнее за многочисленными мониторами компьютеров, находятся пять человек. Машинисты турбин и машинисты котлов в режиме реального времени следят за слаженной работой оборудования.
«Наша станция вырабатывает электроэнергию для единой системы электроснабжения, а тепловой энергией мы обеспечиваем Центральный округ столицы. И хотя мощность ГЭС-1 небольшая, всего 76 мегаватт, значение у нее стратегическое. К нам присоединены многие важные потребители тепловой и электрической энергии в центре Москвы», — говорит Олег Савельев.
Если со щита теплового управления контролируется работа всего оборудования, то главный щит управления ГЭС-1 отвечает уже за то, как тепло и энергия будут доставлены потребителям.
Тепло и электричество в домах: как работает ТЭЦ-16 От печей до ТЭЦ: история теплоснабжения Москвы
В помещении главного щита стоят ряды серых металлических шкафов — это панели управления генераторов. За ними скрываются панели релейных щитов, обеспечивающих защиту электрооборудования. Как поясняет Олег Савельев, такой формат щита уже стал классикой.
«Если пропадает управление с программно-технического комплекса, специалисты управляют станцией с такого аварийного щита. С него можно остановить или включить оборудование. Такой подход сегодня применяется на всех мировых станциях», — добавляет он.
Оборудованием на щите управляет только оперативный персонал — больше никто такого права не имеет: ни директор, ни главный инженер станции. На посту дежурят начальник смены станции, начальник смены электроцеха и старший дежурный электромонтер.
«С главного щита в течение рабочего дня ведется режим теплосети, постоянно контролируются параметры, такие как выдача электроэнергии, то есть заданная мощность, напряжение в сети. У нас есть определенные параметры по расходу сетевой воды, по температуре теплоносителя, который идет в город, по давлению — эти показатели нам задает диспетчер теплосети. При необходимости все они корректируются. Также наша станция выдерживает электрический график, который задается системным оператором», — отмечает начальник смены ГЭС-1 Виталий Серов.
Кроме компьютеров, в распоряжении специалистов целая коллекция приборов. На панели управления — амперметры, вольтметры, ваттметры и бленкеры, указывающие на неисправности. «Мы постоянно контролируем и поддерживаем параметры по напряжению и мощности. Неисправность может выпасть в любой момент, поэтому на щите всегда кто-то есть. Надежная работа зависит не только от нас, но и от самой сети, в которой могут быть аварии», — добавляет Виталий Серов.
ГЭС-1 всегда была кузницей энергетических кадров. До 1917 года на ней работали такие известные энергетики, как Роберт Классон — руководитель строительства первых центральных электростанций общего пользования, Глеб Кржижановский — председатель комиссии ГОЭЛРО. О сегодняшних сотрудниках ГЭС-1 Олег Савельев тоже говорит с гордостью, особо подчеркивая, что в любом деле главное — люди.
«Электричество и тепло — это величайший труд, и он абсолютно скрыт от горожан. Вы представляете, какой уровень специалистов нужен для эксплуатации такого сложного и дорогостоящего оборудования? На нашей электростанции работают грамотнейшие специалисты. Это те же пилоты, только на земле, а не в воздухе», — отмечает директор ГЭС-1.
История электростанции на Раушской набережной всегда была тесно связана с историей страны. ГЭС-1, как бы оправдывая свое название, стала первопроходцем в сфере энергетики, а потом и теплоснабжения.
Заслуги ГЭС-1 в сфере энергетики можно перечислять бесконечно. Елена Кошелева подчеркивает, что именно с Раушской станции началась эра переменного тока в Москве. Это позволило увеличить радиус обслуживания станции до пяти километров и снабжать потребителей электроэнергией не только для освещения, но и для производственных нужд. Первую московскую электростанцию, Георгиевскую, работавшую на постоянном токе, вскоре после запуска Раушской закрыли.
Причастна ГЭС-1 и к зарождению электрического транспорта в столице. Первый электрический трамвай, который отправился в путь в 1899 году, получал энергию с Раушской станции.
Еще более революционное событие, коснувшееся жизни каждого москвича, — это рождение централизованного теплоснабжения столицы. Первоначально тепло с ТЭЦ получили только заводы, а вот обычных потребителей начали подключать только в 1931 году. Именно от ГЭС-1 проложили первую в СССР тепломагистраль протяженностью шесть километров, с помощью которой обеспечивались теплом правительственные здания в районе Китай-города, Большой и Малый театры.
Еще одна веха в истории станции — переход на природный газ.
«Изначально станция работала на бакинской нефти. В 1919–1920 годах из-за нехватки топлива на ней сжигались дрова. До войны ГЭС-1 работала на мазуте. В 1946-м ГЭС-1 первой из электростанций СССР приступила к сжиганию природного газа, который пришел в столицу с месторождений в Саратовской области. Сегодня все электростанции ПАО “Мосэнерго” используют газ — самое экологически чистое топливо», — рассказывает Елена Кошелева.
Несмотря на солидный возраст, ГЭС-1 остается молодой. Станцию модернизируют: там постоянно внедряют современные технологии. «Мы в основном применяем традиционное оборудование. Потому что наш приоритет, как и у всего ПАО “Мосэнерго”, — надежность», — подчеркивает Олег Савельев.
100 светлых лет: как электрифицировали Москву От масляной лампы до светодиода: как развивалась система уличного освещения