Важная часть уроков литературы — чтение и обсуждение книг, но они станут для школьников еще более увлекательными с погружением в исторический, биографический и культурный контекст. Этому помогут тематические музеи, подведомственные Департаменту культуры Москвы, где можно больше узнать о жизни и творчестве выдающихся русских писателей. Подробнее — в материале mos.ru.
В небольшом деревянном особняке на Старой Басманной улице жил Василий Львович Пушкин, известный стихотворец начала XIX века, родной дядя великого поэта. Стены хранят память о самом Александре Сергеевиче, гостившем в этом доме. В залах Дома-музея B. Л. Пушкина воссоздан интерьер дворянского особняка первой трети XIX века, и посетители тоже могут почувствовать себя его гостями. Живопись и графика, мебель, произведения декоративно-прикладного искусства, предметы интерьера, украшающие комнаты, портреты, книги и рукописи рассказывают о жизни Василия Львовича, человека оригинального и неординарного.
Дом Толстого без Толстого и дом Пушкина без Пушкина: истории деревянных построек столицы
Ампирный особняк на Остоженке, в котором находится Музей И.С. Тургенева, построили после пожара 1812 года. С 1840 года по 1850-й его арендовала полковница Варвара Петровна Тургенева, у которой часто гостил сын — классик русской литературы Иван Тургенев. Здесь он написал многие стихотворения и поэмы, рассказ «Бежин луг», работал над статьями для журналов. Саму усадьбу Тургенев увековечил в повести «Муму», ее обитатели стали прототипами героев.
Сюда можно прийти не только затем, чтобы познакомиться с биографией писателя, но и больше узнать о дворянском быте XIX века — важной составляющей произведений Тургенева. В экспозиции — живопись, графика, фарфор, скульптура, книги, документы, рукописи, фотографии и многое другое. Можно увидеть прижизненные портреты писателя, первые издания его произведений и иллюстрации к ним, предметы быта. Особое место занимают мемориальные вещи, принадлежавшие Тургеневу и его ближайшему окружению.
Постоянная экспозиция Государственного музея А.С. Пушкина находится в главном доме усадьбы Хрущевых — Селезневых. 15 залов организованы по биографическому принципу и рассказывают о жизни и творчестве поэта, современниках и героях его произведений, культуре и быте пушкинской эпохи. Залы, посвященные «Евгению Онегину», «Пиковой даме», «Капитанской дочке» и «Медному всаднику», помогают лучше представить жизнь персонажей и познакомиться с прототипами героев.
А в доме, где располагается Мемориальная квартира А.С. Пушкина на Арбате, Александр Сергеевич не просто останавливался или гостил, но жил в течение трех месяцев в 1831 году после венчания с Натальей Гончаровой. Обновленная экспозиция рассказывает о главных событиях того периода: 17 февраля 1831 года состоялся шумный мальчишник, на следующий день прошел свадебный ужин, а уже 27 февраля Пушкины принимали гостей на своем первом семейном балу. По воспоминаниям современников, это было светлое время — тогда в доме много танцевали и веселились. Поэт предстанет перед зрителями не только великим творцом, но счастливым новобрачным и хорошим другом.
Спал в театре, проигрывал в карты, спорил с тещей: что еще Пушкин делал в Москве
На Арбате находится и Мемориальная квартира Андрея Белого. В этом доме 14 октября 1880 года родился Борис Бугаев — ярчайший представитель русского символизма, поэт, прозаик, литературный критик, мемуарист и исследователь, взявший псевдоним Андрей Белый. В квартире, занимающей половину третьего этажа, пять комнат. В детской гости узнают о юношеских годах Белого, там же представлены черновики, посвященные эпопее «Моя жизнь». Часть экспозиции рассказывает об Александре Дмитриевне Бугаевой и о том, как она привила сыну интерес не только к поэзии, но также к музыке и живописи. В музее можно увидеть рукописи, письма, книги и фотографии Андрея Белого.
В уютном парке «Кузьминки» расположился Музей К.Г. Паустовского. Писатель утверждал: «Жить нужно странствуя!», и залы воплощают художественные образы — «Город», «Море», «Лес», «Мир» и «Дом». Отправляясь в путешествие по музею, посетители пройдут дорогами Константина Паустовского: познакомятся с впечатлениями детства и гимназической юности, житейскими бурями в сложные времена, узнают о его творческом становлении, романтике жизни у моря, о любви к русскому языку и родной природе, литературных победах и духовном завещании потомкам. Гости увидят личные вещи писателя, уникальные рукописи, письма и документы, прижизненные издания его книг и редкие фотографии.
«Есенин-центр» Московского государственного музея С.А. Есенина находится в переулке Чернышевского, во флигеле усадебного комплекса Карла Мейера. Здание на рубеже XIX–XX веков построил Максимилиан Геппенер в популярном тогда стиле модерн. Карл Мейер и его жена Адель, интеллигентные, умные и очень ценившие искусство люди, открыли во флигеле литературное кафе. Оно стало пристанищем для новокрестьянских поэтов Суриковского музыкально-литературного кружка, членом которого был и Сергей Есенин.
После революции в усадебном доме долгое время располагался детский сад, а во флигеле были конторские помещения (некоторые исследования позволяют предположить, что в определенный момент его отдавали и под коммунальные квартиры). В 2008 году после масштабной реставрации здание стало частью Музея С.А. Есенина. В «Есенин-центре» проходят выставки, которые рассказывают о жизни поэта, знакомят с людьми из его окружения и важными аспектами культурного процесса того времени.
До 1 декабря здесь открыта временная экспозиция «Два Сергея: Коненков и Есенин», позволяющая познакомиться с наследием скульптора Сергея Коненкова, близкого друга поэта, узнать об их совместных творческих проектах и о влиянии друг на друга. А с помощью интерактивных экспонатов школьники смогут попробовать себя в двух творческих профессиях — скульптора и поэта.
Площадка Государственного музея В.В. Маяковского «Квартира на Большой Пресне» открылась в 2017 году. Здесь Владимир Маяковский (кстати, извечный творческий антагонист Сергея Есенина) жил с матерью и сестрами с августа 1913-го по май 1915 года. Тогда он еще не был знаменитым поэтом и мечтал стать художником. Поскольку восстановить мемориальную обстановку квартиры было невозможно (семья часто переезжала, и мебель не сохранилась), в ней решили рассказать о встрече Маяковского за границей с русской эмигранткой Элли Джонс и их дочери Патриции Томпсон, американском социологе, писателе и педагоге. Она собирала материалы о Маяковском, записывала воспоминания матери и была частым гостем в России. Музею Патриция Томпсон передала архивы и фотографии, там сейчас демонстрируется обстановка ее рабочего кабинета и гостиной.
А площадка «Квартира в Студенецком переулке» посвящена матери и сестрам Владимира Маяковского — Александре Алексеевне, Людмиле и Ольге. Поэт всегда заботился о них и всеми силами старался помогать, в том числе и с этим первым собственным жильем. Квартиру в Студенецком получила Людмила от Трехгорной мануфактуры в конце 1927 года, а Владимир обеспечил первоначальный взнос для вступления в кооператив и добился установки телефона. Приходя в гости, он с порога вопрошал: «А где моя маленькая мамочка?», пил чай с домашним вареньем и о чем-то тихо беседовал с матерью.
По завещанию Людмилы Маяковской ее квартиру передали музею. Обстановку восстановили по сохранившимся фотографиям и воспоминаниям современников. Здесь можно погрузиться в аутентичную советскую атмосферу, услышать рассказ о жизни семьи Маяковских и их работе по сохранению памяти поэта после его смерти.
Музей Михаила Булгакова находится по знаковому для писателя адресу: Большая Садовая улица, дом 10. Михаил Афанасьевич приехал в Москву в сентябре 1921 года «без денег, без вещей, чтоб остаться в ней навсегда». Тогда же вместе с первой женой Татьяной Лаппой он поселился здесь, в коммунальной квартире номер 50, благодаря роману «Мастер и Маргарита» известной исключительно как «нехорошая». По ночам (до переезда в 1924 году) он писал в ней свои первые московские произведения, здесь же создал знаменитый роман «Белая гвардия».
В музее можно зайти в комнату писателя, заглянуть в коммунальную кухню, где скандалили, готовили на примусе и гнали самогон соседи, осмотреть гостиную, отсылающую к детству Михаила Афанасьевича, а также синий кабинет с мебелью из последней квартиры Булгаковых в Нащокинском переулке. Для посетителей проводят экскурсии, иммерсивные программы и квесты.
Научно-просветительский центр Музея Михаила Булгакова расположился в Большом Афанасьевском переулке, неподалеку от Нащокинского — там находился дом, в котором Михаил Булгаков провел последние годы жизни. В центре регулярно проходят лекции, публичные обсуждения, мастер-классы и концерты. Кроме того, работает библиотека, где можно взять произведения классиков и современных авторов, а также книги по булгаковедению.
История вопроса «Замечательный дом, клянусь!» Московские адреса Михаила Булгакова
В Борисоглебском переулке находится Дом-музей Марины Цветаевой. Она поселилась здесь в 1914 году с мужем Сергеем Эфроном и дочерью Ариадной и прожила до 1922 года. Тогда Цветаева впервые ощутила себя хозяйкой собственного дома и с увлечением обустраивала семейное гнездо. Квартира очаровывала прихотливым убранством, множеством старинных вещей, огромным количеством книг, теплом камина и атмосферой вдохновения.
После ухода Сергея Эфрона в белую армию почти пять лет Марина Цветаева выживала в условиях военного коммунизма, борясь с трудностями. Силы она черпала в творческой работе: за годы, прожитые в Борисоглебском, Цветаева выросла в крупнейшего поэта, написала 10 книг лирики, создала первые пьесы и эссе.
Мемориальная квартира предстает в обновленном виде, ее нынешний образ — столь любимый Цветаевой едва тронутый словами белый лист. В музее регулярно проходят временные выставки. Например, до января 2025 года можно познакомиться с еще одной великой женщиной-поэтом — Анной Ахматовой, 135-летию со дня рождения которой посвящена выставка «О себе — о вечном». Кроме того, до апреля 2025-го открыта экспозиция «“Та гора была — миры!” К 100-летию создания “Поэмы Горы” и “Поэмы Конца”», рассказывающая не только о юбилее самых читаемых произведений Цветаевой, но и о ее творческих поисках и жизни в эмиграции.
«О себе — о вечном». Идем на выставку к 135-летию со дня рождения Анны АхматовойК 100-летию создания «Поэмы Горы» и «Поэмы Конца». Идем на выставку в Дом-музей Марины Цветаевой