Выставка «Ностальгия по красоте. К юбилею великого мастера» продлится до 13 мая. Помимо созданных Вячеславом Зайцевым платьев, костюмов и аксессуаров, в экспозицию вошло множество ранее не экспонировавшихся картин, эскизов, фотографий из личной коллекции модельера. Mos.ru предлагает вспомнить основные этапы творческого пути юбиляра, которому 2 марта исполнится 80 лет, и рассказывает о главных экспонатах выставки.
«Тысячелетие Крещения Руси» — одна из ключевых коллекций в обширном списке достижений Зайцева. В 1987 году манекенщицы в костюмах, вдохновленных образами средневековой Руси и силуэтами из 1920-х, покорили публику на подиумных показах в Лондоне и Нью-Йорке. Получилась совершенно не советская коллекция даже с точки зрения технологии: все модели были выполнены вручную, что тогда было характерно только для европейских домов высокой моды. А головные уборы, созданные по мотивам древнерусских шлемов, быстро завоевали популярность и повлияли на повседневную городскую моду конца 1980-х.
К тому времени Зайцева хорошо знали в мире — с 1960-х его коллекции регулярно демонстрировались в США, Канаде, Японии, правда, без присутствия автора. Выезды модельера за рубеж начались только во второй половине 1980-х. В зарубежной прессе его называли Красным Диором. С легендарным отцом стиля нью-лук советского кутюрье сравнивали регулярно. Впервые сходство их взглядов отметили парижские журналисты в 1969 году.
Первую коллекцию Вячеслава Зайцева мир не увидел. В 1963 году юный модельер, попавший по распределению на швейную фабрику Мособлсовнархоза, предложил свое видение одежды для работниц села — платья и костюмы из красочных павловопосадских платков. Коллекция была с гневом отвергнута комиссией как вызывающая. В будущем модельер будет не раз возвращаться к той неоцененной идее и создаст не одну коллекцию с использованием платков и других исконно русских элементов одежды.
Например, в 2008 году Вячеслав Михайлович представил коллекцию «Истоки» (сезон осень-зима — 2008/2009), в которой легендарные платки с цветочным орнаментом легли в основу пальто. Носить их предлагалось с шапкой-ушанкой — не простой, а творчески переосмысленной: вязаной шапочкой, декорированной искусственным жемчугом и цветным орнаментом, с длинными ушками из натурального меха.
В начале 1990-х с легкой руки своего друга Пьера Кардена Зайцев вводит в российскую моду новое понятие — pret-a-porter de luxe. Его модели по-прежнему сохраняют высокое качество материалов и высокую стоимость, но производятся уже не в единственном экземпляре, а ограниченной серией со стандартным модельным рядом. Коллекции становятся доступны в фирменных бутиках и дорогих универмагах.
В «Пробуждении» (1995–1996 годы) кутюрье делает акцент на своем излюбленном сочетании светлых и темных тонов, переосмысляя основные модные тенденции поздних 1980-х и ранних 1990-х.
Кокошник, название которого происходит от древнеславянского слова «кокош», означающего курицу или петуха, — один из самых живучих аксессуаров в истории отечественной моды. Этот головной убор пережил Петровские реформы, направленные на изменение городского и боярского костюма, в советское время стал неотъемлемым элементом визуального воплощения детских сказок, а сегодня переживает вторую молодость в гардеробах модниц.
Творчество Вячеслава Зайцева всегда тяготело к символике русского традиционного костюма. Для коллекции «Импровизация-3» кокошники были созданы совместно с дизайнером Натальей Чередой. Как говорит сам Зайцев, для него было важным показать возможность сочетания традиционных женских головных уборов и современного платья.
Высокая мода часто идет рука об руку с артом. Модели Эльзы Скиапарелли, Александра Маккуина, Жан-Поля Готье — не просто одежда, а произведения современного искусства. В России проникновение на подиум идей великих художников инициировал Вячеслав Зайцев. Например, на создание головного убора «Бабочки» его вдохновили работы Сальвадора Дали — великий сюрреалист часто использовал этот образ. В его исполнении бабочки пытаются улететь от настигающего их соцветия человеческих мыслей.