Мясницкая улица тянется от Лубянской площади до Садово-Спасской улицы, пересекая Бульварное кольцо. Название она получила в XVII веке — здесь находилось много мясных лавок и домов мясников. До этого одна ее часть называлась Евпловкой, в честь церкви Архидиакона Евпла, а другая — Фроловкой, в честь церкви Святых Фрола и Лавра. После революции улицу переименовали в Первомайскую, с 1935 года она носила имя Сергея Кирова. Историческое название вернулось к Мясницкой в 1990 году.
При Петре I на Мясницкой селились дворяне, в XIX веке их сменили купцы и фабриканты. В 1870-х годах здесь пустили конку и провели уличное освещение — газовые фонари Мясницкая улица получила одной из первых в Москве. Как и все старые московские улицы, она хранит множество историй. Предлагаем познакомиться с несколькими из них.
Мясницкая улица, дом 19
Первое здание, на которое обращаешь внимание, гуляя по Мясницкой, — волшебный дом в китайском стиле. Он был построен 1890 году по заказу московского чайного магната Сергея Перлова и первые пять лет своего существования выглядел совсем не так примечательно. Сначала это был обычный трехэтажный дом в стиле позднего ренессанса, построенный по проекту Романа Клейна. На первом этаже Перлов открыл магазин чая, а на двух других проживал сам с семьей и сдавал комнаты.
В 1895 году на коронацию Николая II должен был приехать чрезвычайный посол и канцлер Китайской империи Ли Хунчжан. В честь этого события и в надежде на заключение договора на новые поставки чая Перлов решил переделать дом в восточном стиле, или шинуазри (от французского la chinoiserie, дословно — «китайщина»). Вместе с архитектором Карлом Гиппиусом они разработали новый проект: фасад дома украсили выносные кровельки из черепицы, крышу увенчала двуступенчатая пагода с колокольчиками. Перлов был знатоком китайской культуры, Гиппиус посещал Китай, поэтому все детали декора были тщательно выверены. Вход выполнен из фиолетового мрамора, портал над ним украсило рельефное панно с павлином. Керамические плитки и скульптурные детали, такие как драконы, были выполнены на заказ китайскими мастерами.
Посол так и не посетил это чудное здание, однако польза от изменений была — новый вид чайного магазина стал привлекать больше клиентов. За излюбленным напитком москвичей приходили представители аристократии и купечества. Именно здесь впервые в Москве стали продавать чай в жестяных банках, а для почетных клиентов — в хрустальных шкатулках.
Мясницкая улица, дом 15
Неподалеку от магазина Перлова расположен дом со львом — так еще называют доходный дом Ивана Кузнецова. Скульптура льва, держащего герб с цветком, стоит на постаменте в центральной арке.
Купец Иван Кузнецов, торговавший фарфором, хрусталем и стеклянной посудой, приобрел этот участок на Мясницкой в 1907 году. Дом по его заказу был построен в 1908–1910 годах. Над проектом здания работали архитекторы Борис Великовский, инженеры Алексей Милюков и братья Веснины.
Доходный дом решен в стиле неоклассицизма с элементами модного тогда модерна. Над глубокой центральной аркой размещен ионический портик с пилястрами (плоский вертикальный выступ стены, похожий на колонну), по бокам от которого расположены полукруглые эркеры. Фасад украшен скульптурным фризом (декоративный элемент в виде горизонтальной полосы) с изображением фигур древнегреческих дев в хитонах. Северный фасад здания украшает скульптурная фигура Меркурия — изображение бога торговли напоминает о роде занятий первого владельца дома.
Помимо жилой части, в доме располагались торговые помещения, а также конторы. Здесь можно было, в частности, купить резиновые сапоги, галоши и другие резиновые изделия известной дореволюционной фабрики «Богатырь».
Среди людей, живших в доме в советское время, был поэт Ярослав Смеляков. Одно из написанных им стихотворений вы точно знаете, даже если его имя кажется незнакомым. Отрывок из него читает Александр Демьяненко в фильме «Операция “Ы” и другие приключения Шурика» (новелла «Наваждение»):
В оконном стекле отражаясь,
по миру идет не спеша
хорошая девочка Лида.
Да чем же она хороша?
Спросите об этом мальчишку,
что в доме напротив живет.
Он с именем этим ложится
и с именем этим встает.
Недаром на каменных плитах,
где милый ботинок ступал,
«Хорошая девочка Лида», —
в отчаяньи он написал.
Мясницкая улица, владение 7
Недалеко от станции метро «Лубянка» за чугунным забором раскинулась лазурного цвета усадьба в стиле рококо. Это дом Черткова, или усадьба Салтыковых — Чертковых. Его украшают фигуры атлантов, которые подпирают выступы с карнизами. Главный вход акцентирован широким балконом с балюстрадой (ограждение в виде ряда фигурных столбиков), которая также обрамляет и крышу. Закругленные высокие окна второго этажа расположены близко друг к другу и перемежаются пилястрами, что придает зданию ощущение воздушности.
В XVI веке здесь располагались деревянные палаты князей Волынских. В XVIII веке участок купил смоленский губернатор и сенатор Алексей Долгорукий, а после него владельцами усадьбы стала семья Салтыковых. Именно при них здание перестроили под руководством архитектора Семена Карина. Главный корпус оформили в стиле рококо, возвели хозяйственные постройки, которые позже перестроили в боковые корпуса. Усадьба чудом не пострадала во время пожара 1812 года; по легенде, здесь ночевал Наполеон.
В 1831 году здание выкупил отставной полковник Александр Чертков, который сделал усадьбу одним из культурных центров Москвы. Его библиотеку посещали Александр Пушкин, Николай Гоголь, Василий Жуковский и многие другие. А в 1863 году сын Черткова Григорий открыл в одном из флигелей общественный читальный зал, который часто посещал Лев Толстой во время работы над романом «Война и мир». Этот читальный зал был первой в стране бесплатной частной библиотекой.
После революции в здании располагался Дом инженеров. Облик усадьбы знаком не только москвичам и туристам, но и любителям советского кинематографа: в ней снимали фильмы «Возвращение Максима» и «Семнадцать мгновений весны».
Мясницкая улица, дом 39
Этот необычный дом тоже появляется во многих советских фильмах. Среди них — «Весна», «Застава Ильича» и «Лев Яшин. Вратарь моей мечты». А его слава простирается далеко за пределы Москвы: это единственное в России здание, созданное по проекту известного архитектора и пионера модернизма Ле Корбюзье.
В 1928 году французский архитектор выиграл в трехэтапном конкурсе на лучший проект здания Центрального союза потребительского общества, обойдя братьев Весниных, Ивана Леонидова и других известных архитекторов конструктивизма. Дом, построенный по его проекту, стал первым в мире крупным офисным комплексом с полностью застекленными фасадами и открытыми внутренними пространствами. Помимо просторного помещения на две тысячи рабочих мест, в доме имелись столовая, библиотека, гимнастический зал.
В проекте архитектор воплотил свои знаменитые пять принципов современной архитектуры, такие как свободные фасад и планировка, ленточное остекление, плоская крыша для сада и столбы-опоры. Последнее было особенно важным, по мнению Ле Корбюзье, для циркуляции машин под зданием, поэтому один из корпусов установлен на пилонах.