В Театре имени Моссовета состоялась премьера спектакля «Укрощение строптивой» по одноименной пьесе Уильяма Шекспира. Андрей Кончаловский, который после своего возвращения из США в 2004 году активно сотрудничает с театром, перенес время действия в прошлое столетие, вспомнив собственную итальянскую постановку 2013 года. Новое «Укрощение строптивой» положило начало шекспировской трилогии в Театре имени Моссовета. В будущем сезоне в нее войдут также «Буря» и «Макбет».
Комедия положений «Укрощение строптивой» — одна из самых популярных пьес Шекспира в России. Число известных постановок, созданных по ней в разное время, стремится к сотне. Для зрителей эта легкая, искрящаяся весельем комедия всегда была гарантированным праздником. Режиссерам же с течением времени все сложнее. Дело в сюжете, родившемся задолго до того, как женщины обрели равные права с мужчинами.
Главная героиня — своевольная девушка Катарина, чей суровый нрав отпугивает всех женихов и расстраивает ее отца, дворянина Баптисту. Последний объявляет, что выдаст замуж младшую дочь, Бьянку, только после старшей. На руку Бьянки имеется множество претендентов, главные из них — уважаемые пожилые господа Гремио и Гортензио, а также молодой аристократ Люченцио, который подбирается к предмету своего обожания под видом учителя. В гости к Гортензио приезжает его друг из Вероны Петруччо, который решает жениться на Катарине. Он добивается ее благосклонности, а после свадьбы берется за характер супруги. В финале девушка становится образцом кротости, ведь брак приносит ей самое настоящее счастье.
«Шекспир создал комедию дель арте. К трагедиям он относился по-другому, там внутри складываются огромные миры. Мне кажется, “Укрощение строптивой” он написал очень быстро, одним махом, сидя в лондонской таверне», — говорит Андрей Кончаловский.
Свое «Укрощение строптивой» режиссер называет «веселым балаганом», где артисты не просто повторяют заученный текст, а веселятся, куражатся и сами получают удовольствие от процесса, заряжая этим зрителей.
«Наша задача в театре, очень простая и сложная, — веселить. Я хочу радовать людей. Искусство строится на чувстве», — напоминает Андрей Кончаловский.
Место действия в спектакле то же, что и у Шекспира, — итальянский город Падуя. А вот действие из XVI века перенесено в ХХ. «Я очень люблю эстетику 1920-1930-х годов, особенно итальянскую», — говорит режиссер.
Сценографией занимался сам Кончаловский. Похожие декорации он уже использовал в своем одноименном спектакле, поставленном в 2013 году в неаполитанском театре на итальянском языке и с итальянскими актерами. Катарину в той постановке сыграла Машия Мюзи, а Петруччо — Федерико Ванни.
Частью декораций стала видеопроекция. На большом экране появляются виды Падуи, нарисованные в духе Джорджо де Кирико — предшественника сюрреализма и одного из самых известных итальянских художников ХХ столетия. На сцене сменяют друг друга небольшой городской фонтанчик, возле которого прогуливаются герои, обеденный стол и веревка с бельем, символизирующие дом Петруччо, шикарный автомобиль, который выкатывается прямо на сцену, — на нем счастливая чета совершает путешествие в родной город Катарины.
Спектакль решен в духе комедии дель арте — это задано оригинальным текстом, в системе персонажей которого без труда можно отыскать типичные маски итальянского площадного театра. Впрочем, от дель арте была взята только внешняя составляющая: в спектакле нет характерных для комедии масок реплик в зал или импровизаций. Двигаться и произносить текст особенным, гротескным образом актеров учил Антонио Гарджиуло, консультант по комедии масок. В Москву из Италии он приехал по приглашению режиссера.
Главная женская роль в российской постановке досталась Юлии Высоцкой — супруге и музе режиссера. Катарина в ее исполнении — рыжая бестия с модной стрижкой, которую мысли о платьях занимают гораздо больше, чем любовь. Конечно, до встречи с Петруччо.
«Мой образ, мое понимание этого персонажа сложились сами — это результат репетиций, проб, ошибок, находок, бессонных ночей, примерки разных нарядов, париков. Нужно было найти то, что мне подходит, — говорит актриса. — Быть в этом образе несложно. В жизни я взбалмошная и строптивая, но вместе с этим покладистая. Все женщины, я думаю, в какой-то степени похожи на Катарину».
На поиски актера, который мог бы создать образ Петруччо, не боящегося строптивых девиц, ушло достаточно много времени. В итоге было решено пригласить актера Алексея Розина, который не числится в труппе. Зрители знают его по многочисленным работам в кино и сериалах — «Кремлевские курсанты», «Левиафан», «Нелюбовь», «Территория» и другие.
«Я давно не выходил на большую сцену и очень рад, что сейчас здесь, — признается актер. — Меня пригласили на одну из главных ролей мирового репертуара, конечно, я с удовольствием согласился. Поработать с таким мастером, как Андрей Сергеевич, — большая удача для меня и вообще для любого актера».
Роль Баптисты, отца Катарины, исполнил народный артист России Александр Филиппенко. До этого он уже много работал с Андреем Кончаловским — например, сыграл в его «Трех сестрах» и «Дяде Ване». Опыт работы с пьесами Шекспира у него тоже есть («Гамлет», «Ричард III»).
«Но я впервые играю в комедии Шекспира, до этого были только трагедии, — поясняет актер. — Это очень интересный опыт с точки зрения актерской игры. Андрей Сергеевич слушает и слышит актеров, но и они тоже должны внимательно слушать его».
«Укрощение строптивой» Шекспир написал где-то между 1590 и 1592 годами. При жизни автора комедия не издавалась, ее впервые напечатали только в 1623-м. Дата первой постановки пьесы не установлена. Самые известные ранние спектакли прошли в Берлине (1686 и 1783) и Дессау (1809).