«Кавказская пленница», «Иван Васильевич меняет профессию», «Операция “Ы” и другие приключения Шурика» — эти фильмы в свое время побили рекорды кинопроката и остаются любимыми до сих пор. Эти шедевры Леонида Гайдая объединяет фигура Шурика — сначала студента, а затем ученого, инженера-изобретателя. В День студента предлагаем вспомнить, как был придуман этот образ. И, конечно, прогуляться по московским улицам, попавшим в кадр любимых комедий.
В 1965 году в советском кино появился абсолютно новый персонаж — студент Шурик. Новый не только в том смысле, что вышел первый фильм с этим героем, но еще и в том, что до этого безоговорочно положительных персонажей-студентов в советском кинематографе не было. Чаще всего их показывали эдакими стилягами, разгильдяями, в общем-то, бесполезными и бессмысленными. Простоватый, добрый и очень правильный Шурик сразу покорил советского зрителя: картина «Операция “Ы” и другие приключения Шурика», состоящая из трех киноновелл, в течение двух лет била рекорды проката, а в 1967 году эстафету перенял ее сиквел — комедия «Кавказская пленница».
Кто же такой Шурик? Простой студент Политехнического института, который снимает комнату у сторожихи, «бабушки — божьего одуванчика», подрабатывает на стройке (новелла «Напарник»), попадает в нелепые, но романтические истории («Наваждение») и сражается с горе-грабителями склада («Операция “Ы”»). Шурик — очень обаятельный, скромный и вроде бы совершенно не умеет общаться с девушками, но все же знакомится с прекрасной Лидой (Наталья Селезнева). Не сказать, что он очень храбрый или сильный, но тем не менее побеждает злоумышленников Труса, Балбеса и Бывалого (Георгий Вицин, Юрий Никулин и Евгений Моргунов) и перевоспитывает алкоголика-тунеядца Федю (Алексей Смирнов).
Шурик на отлично сдает экзамены по физике и так же отлично разбирается в поэзии, олицетворяя собой компромисс в знаменитом споре физиков и лириков, разгоревшемся в начале оттепели. Спор завели в 1959 году на газетных страницах писатель Илья Эренбург и инженер Игорь Полетаев, а позже его подхватила вся советская молодежь. По всей стране кипели дискуссии: что первично — разум или чувство? Шурик не выбирает что-то одно: отложив конспекты, он читает симпатичной ему девушке стихи.
Разбитая на три новеллы «Операция “Ы”» — оммаж немым комедиям с Чарли Чаплином, Гарольдом Ллойдом и Бастером Китоном, особенно это заметно в новелле «Напарник»: Гайдай был большим поклонником великого универсала кино. Следующий фильм о Шурике — «Кавказская пленница» — тоже использует приемы немых голливудских комедий, хотя и в меньшей степени. Сюжет, конечно, известен всем: на летних каникулах Шурик отправляется в этнографическую экспедицию на Кавказ собирать местный фольклор и становится невольным соучастником похищения «спортсменки, комсомолки и просто красавицы» Нины.
В следующий раз мы увидим Шурика уже повзрослевшим, состоявшимся ученым и гениальным изобретателем. В фантастической комедии «Иван Васильевич меняет профессию» Шурик впервые обретает полное имя — Александр Сергеевич Тимофеев — и предстает брюнетом, а не блондином. Как вспоминал актер Александр Демьяненко, перекрашивать от природы темные волосы для первых двух фильмов было для него настоящим наказанием — тогдашние красители сжигали кожу до волдырей.
Новый фильм Гайдая, как и предыдущие, имел оглушительный успех, «Иван Васильевич» стал лидером проката 1973 года. Правда, Шурик отходит в этой картине на второй план, уступая сцену управдому Ивану Васильевичу Бунше (Юрий Яковлев), вору Жоржу Милославскому (Леонид Куравлев) и их приключениям при дворе Ивана Грозного.
Изначально героя будущих советских блокбастеров должны были звать Владиком Арьковым, а не Шуриком. Владика не пропустила цензура — во избежание ненужных ассоциаций с Владимиром Ильичом Лениным. Но Гайдаю было не принципиально, как назвать героя, главное — возможность присоединить к имени уменьшительно-ласкательный суффикс, подчеркивающий простоту и чудаковатость героя. Так Владик превратился в Шурика.
Во многом Шурик напоминает самого Гайдая: такой же застенчивый, скромный, в чем-то нелепый, но бесконечно добрый и всегда готовый прийти на помощь. Список потенциальных исполнителей роли был очень внушительным: Виталий Соломин, Евгений Жариков, Валерий Носик, Иван Бортник, Евгений Петросян, Александр Збруев, Олег Видов и еще несколько артистов. Велись переговоры даже с Андреем Мироновым. Но режиссера ни один из них не устроил, а устроил молодой актер Александр Демьяненко, работавший тогда в Ленинграде. Режиссер поехал в северную столицу, чтобы посмотреть на его игру, увидел и сразу понял — вот он, его Шурик. Актер согласился сразу. Позже Демьяненко вспоминал: прочитав сценарий «Операции “Ы”», он сразу понял, что этот фильм обречен на успех.
Съемки «Операции “Ы”» проходили в 1964–1965 годах в Москве, Ленинграде, Ялте и Одессе. 27 июля 1964-го на «Мосфильме» прошел первый съемочный день — снимали сцену «Во дворе милиции», в которой «гражданам алкоголикам, хулиганам, тунеядцам» раздают наряды. Кстати, Гайдай адаптировал для этого эпизода (а также для финального эпизода новеллы, который происходит в том же дворе) случай из собственной биографии. Когда в часть, где он служил в 1942 году, приехал военком, Леонид Иович вызывался вступить во все виды войск, которые тот перечислял. Тогда военком сказал: «Да подождите вы, Гайдай! Дайте огласить весь список».
Многие смешные сцены актеры придумывали прямо во время съемок. Например, идею с фальшивой кровью, которая оказывается красным вином, подсказал Юрий Никулин. Палец, засунутый в рот скелета, — тоже импровизация комика.
Осенью группа переехала в Одессу, там снимали эпизод «У дома Лиды» из новеллы «Наваждение», а также часть сцен на стройплощадке из первой новеллы. 12 декабря группа переместилась в Ленинград, где снимали третью новеллу, действие которой по сюжету разворачивается морозной зимой. Но ленинградская погода подкачала: снег навезли на 10 самосвалах, но он растаял до начала съемок. Пришлось использовать искусственный снег.
Свое название картина получила в январе на заседании худсовета, где смотрели отснятый материал. До этого планировалось назвать фильм «Несерьезные истории». Съемки закончились в начале апреля 1965 года, а в прокат будущий шедевр вышел в середине августа.
Теперь посмотрим, какие московские места можно увидеть в фильмах о Шурике. В самой первой сцене «Операции “Ы”» герой ждет автобус под проливным дождем — это происходит около дома 5/2 на Комсомольском проспекте (на заднем плане можно рассмотреть кусочек храма Святителя Николая в Хамовниках). С передвижениями автобуса в следующем эпизоде происходят чудеса: он то в окрестностях Лужников, то на Комсомольском, то снова у Лужников.
Сложнее всего устроена география съемок стройки, где работает Шурик и прохлаждается Федя. Ее снимали в трех местах: на «Мосфильме», в московском Свиблове и... Одессе. В сценах, где прораб на крыше строящегося дома хвалится перед Федей достижениями СМУ, открывается панорама западной части района Свиблово. Зарисовку с носилками снимали на углу домов 3 и 5/2 по улице Седова, а вот обедают герои уже в Одессе.
В новелле «Наваждение» тоже есть московские виды. Политех, в котором учатся герои, — это Институт элементоорганических соединений имени А.Н. Несмеянова Российской академии наук, расположенный на улице Вавилова. Правда, аллея, которая в фильме ведет к институту, на самом деле расположена на территории «Мосфильма». Скульптура студента, в книгу которого заглядывает Шурик в поисках конспекта, находится у главного здания Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. В трамвай Лида, Ира и Шурик садятся в 1-м Сельскохозяйственном проезде. Забыв Иру в трамвае и на ходу читая конспект, герои идут по площади Борьбы, а дорогу переходят уже неподалеку от МГУ.
В третьей части фильма — новелле «Операция “Ы”» — только одна московская локация. Это, конечно, Тишинский рынок, в фильме он называется Колхозным рынком. Здесь герой Вицина торгует кошками-копилками и плакатами с русалками, а герой Никулина — леденцами.
В «Кавказской пленнице» по понятным причинам Москвы нет, зато она появляется в «Иване Васильевиче». Живут Шурик, Зина, супруги Бунша и стоматолог Шпак в доме на Новокузнецкой улице, но у зрителя все время создается впечатление, будто дом находится на Новом Арбате (тогда — проспект Калинина). Помните, как Иван Грозный выходит на балкон и любуется Москвой? Мы видим панораму Москвы-реки, начало Кутузовского проспекта и Новоарбатский мост. А когда царь в следующий раз выходит на тот же балкон, мы видим знаменитые дома-книжки. Магазин радиотоваров, в который Шурик бежит за транзисторами, находится на Новокузнецкой улице. Столичных локаций в фильме не так много, потому что всю старую Москву, как известно, снимали в Ростовском кремле.