В Государственном академическом театре имени Моссовета, на камерной сцене «Под крышей», представили комедию положений «Замужняя невеста» в постановке художественного руководителя Евгения Марчелли. О том, как проходила работа над спектаклем и как появилась идея его создания, — в материале mos.ru.
В основу постановки легла пьеса «Своя семья, или Замужняя невеста» трех авторов — Александра Шаховского, Николая Хмельницкого и Александра Грибоедова (последнему, правда, принадлежит только пять сцен второго действия). Написанная в 1817 году, она в духе своего времени иллюстрирует жизнь дворян со всеми их предубеждениями, порой не имеющими отношения к реальности.
Сюжет прост, но за ним интересно следить. Помещица Варвара Саввишна Вельдюзева зовет в гости тетушку, братьев и сестер, чтобы прочитать им письмо от племянника — живущего в другом городе молодого гусара Любима. Тот сообщает, что до безумия влюбился (причем взаимно), и просит дать благословение на свадьбу. Его избранница, пишет он, — сирота Наташа, воспитанница богатой графини.
Родственники против: одни обеспокоены, что девушка не слишком умна, другие — что корыстна, третьи — что расточительна. Однако они не подозревают, что Любим обманул их и уже успел связать себя узами брака. Желая поменять мнение упрямого семейства, молодой паре придется прибегнуть к хитрости.
Режиссер Евгений Марчелли подчеркивает: то, что первой премьерой в Год семьи стала постановка о семье, — отличное совпадение. И сама пьеса, по его мнению, далеко не так проста, как может показаться.
«В этой семье все одиноки, ни у кого нет по-настоящему близкого человека. Нет ни мужей, ни жен — все умерли. Даже у племянника, единственного молодого человека, нет родителей. Но тем не менее это семья, им надо учиться понимать друг друга. Мне кажется, это идеальный спектакль для семейного просмотра — и очень нежная пьеса», — отмечает режиссер.
Участники труппы сами предложили Марчелли поставить эту пьесу — более того, у них уже были кое-какие наработки и распределенные роли. Премьеру «Замужней невесты» приурочили к юбилею заслуженной артистки России Марии Кнушевицкой, которая в ноябре 2023-го отметила 90-летие. Ей самой досталась роль Матрены Карповны Звонкиной, добродушной помещицы, не лишенной чувства юмора.
Именно от мнения ее героини в этой семье зависит если не все, то очень многое.
«В те времена еще немного сохранялся домострой, когда слово старшего имело значение. И я желаю того же современным семьям — это помогло бы им стать крепче», — говорит актриса.
Вместе с ней на сцене представители нескольких поколений артистов. В спектакле задействованы заслуженные артисты России Валентина Карева и Александр Бобровский, а также Лариса Наумкина, Олег Кузнецов, Татьяна Родионова, Марина Кондратьева, Сергей Зотов, Павел Усачев и другие. Екатерина Девкина перевоплотилась в Наташу, молодую жену Любима: именно этой героине выпадает самое сложное — хладнокровно очаровать каждого члена семьи. Однако в финале она впадает в неожиданную и даже по-своему забавную истерику, рыдая и пытаясь доказать, что она совсем не притворялась, и в ее словах — ни грамма фальши.
«Когда ее обвиняют в том, что однажды она сможет точно так же обмануть своего довольно простодушного мужа, у нее не хватает сил спокойно и дипломатично ответить на это, поэтому она не выдерживает. Но даже истерика Наташи — искренняя, как и ее игра», — считает режиссер.
Евгений Марчелли уверен: проблема взаимопонимания между поколениями, затронутая в сюжете, актуальна во все времена. Он не стал переносить действие в наше время — оставил XIX век. Отсылают к нему прежде всего костюмы, которые создал художник Андрей Климов. Главное, подчеркивает он, — историческая достоверность. Каждый бант и каждая лента — все соответствует эпохе до мельчайших подробностей.
«Мы использовали антикварные воротнички, которые я купил уже давно, — они лежали и ждали своего часа вместе со старинными брошками. Еще мы приобрели натуральные ткани и кружева. Все костюмы сделаны в единой коричневой цветовой гамме — по фасонам, которые предпочитали модники того времени», — отмечает Андрей Климов.
Кринолины для спектакля создал Антон Приймак, коллекционер старинного белья, специалист в области исторического модного силуэта в женском костюме XIX века. Заполучить их — большая удача: его вещи представлены сейчас в лучших отечественных и зарубежных музеях, их показывают на выставках по всему миру.
Обувь, в которой появляются артисты, тоже аутентичная. Несмотря на то что у зрителей нет возможности рассмотреть ее поближе, Андрей Климов настоял на полном соответствии с модой XIX века. Художник добавил: «Если бы мы захотели снять фильм, то запросто могли бы снимать обувь крупным планом — историкам было бы не к чему придраться».
А вот сценографией занялся сам режиссер. Из декораций только деревянный обеденный стол с разнообразными яствами да рояль, на котором играет руководитель оркестра Театра имени Моссовета Матвей Костолевский. Минималистичная обстановка акцентирует внимание на главном — сюжете. Фоном для событий также служат окна сцены «Под крышей», которые впервые открыли именно для этой постановки.
В следующий раз спектакль покажут 17 и 31 марта, 7 и 14 апреля.