В прокате сразу три фильма из программы недавнего Берлинского кинофестиваля. Во-первых, победитель — «Синонимы» израильского режиссера Надава Лапида, во-вторых, неожиданно серьезная драма Франсуа Озона, в-третьих — «Пираньи Неаполя» Клаудио Джованнези.
Демобилизовавшись, Йоав (блистательный дебют Тома Мерсье) решает навсегда оставить Израиль и стать настоящим французом. В Париже он принципиально не разговаривает на иврите даже с соотечественниками и без конца зубрит по словарю французские слова (отсюда и название картины). Жизнь новоиспеченного парижанина не задается с самого начала: он въезжает в полузаброшенную неотапливаемую квартиру, где в первый же день у него крадут все вещи. Йоав чуть не умирает от переохлаждения, но на помощь приходят соседи — Каролина (Луиза Шевильо) и Эмиль (Кантен Дольмер). Они одевают героя в дизайнерские вещи и становятся его друзьями.
Отчасти лента автобиографическая: 20 лет назад Надав Лапид точно так же приехал из Израиля, гулял по Парижу, голодал и старательно учил язык. Сегодня режиссер уверен, что вопросы национальной идентичности важны для всех.
Лапид не очень знаком российскому зрителю, разве что как сценарист фильма «Воспитательница» с Мэгги Джилленхол. Это ремейк его одноименной режиссерской работы 2014 года.
Премьера «Синонимов» состоялась на Берлинском кинофестивале. Фильм одинаково понравился и кинокритикам, и жюри, что бывает не так часто: «Синонимы» увезли с Берлинале «Золотого медведя» и приз ФИПРЕССИ.
Франсуа Озон оставил любовь к сатире в прошлом и снял очень серьезный фильм на остросоциальную тему. Драма «По воле божьей» изначально задумывалась как документальная: в ее основе реальная история католического священника Бернара Прейна, которого обвинили в растлении несовершеннолетних.
В итоге же Озон создал игровой фильм, но с элементами документалистики: закадровый голос цитирует куски переписки одной из жертв Прейна с церковными иерархами, а также отрывки полицейских протоколов.
Все имена в картине настоящие. В фильме рассказаны истории трех жертв Прейна: Александра Герена (Мельвиль Пупо), Франсуа Дебора (Дени Менуше) и Эммануэля (Сванн Арло). Все они в детстве стали жертвами домогательств, а теперь борются за то, чтобы священник, который по-прежнему служит и окружен детьми, понес наказание.
Драма Озона, премьера которой также состоялась на Берлинале, получила «Серебряного медведя» — Гран-при жюри. Музыку к картине написали Евгений и Саша Гальперины. Их работа для «Нелюбви» Андрея Звягинцева настолько впечатлила Франсуа Озона, что он пригласил композиторов поработать с ним над его новым фильмом.
Еще одна важная фигура последнего Берлинале — Клаудио Джованнези с его картиной «Пираньи Неаполя» о подростках, решительно и жестко прорывающихся в мир итальянской преступности. Юный Николя (Франческо Ди Наполи) и его друзья начали убивать и грабить с малолетства. Но за все, что они получают, приходится платить высокую цену.
На фестивале фильм получил «Серебряного медведя» за лучший сценарий. Его написал режиссер ленты Клаудио Джованнези, а также Роберто Савиано и Маурицо Брауччи. Все они работали над криминальным сериалом «Гоморра», который тоже рассказывал о неаполитанской мафии, но не о юных парнях, а о матерых преступниках. Как и «По воле божьей», «Пираньи Неаполя» основан на реальных событиях.
Картина рассказывает историю первого Оксфордского словаря английского языка и его создателей — профессора Джеймса Мюррея (Мэл Гибсон) и заключенного психиатрической клиники доктора Уильяма Майнора (Шон Пенн). В оригинале фильм так и называется — «Профессор и безумец» (The Professor and the Madman). Зрителю предстоит разгадать, кто же такой на самом деле доктор Майнор — гений или хитрый преступник, который во что бы то ни стало пытается вырваться из заточения. Достойную компанию Гибсону и Пенну составила актриса Натали Дормер, исполнительница роли Маргери Тирелл в «Игре престолов».
Фильм основан на книге Саймона Винчестера «Учитель и безумец: история убийства, сумасшествия и создания Оксфордского словаря английского языка». Мэл Гибсон приобрел права на ее экранизацию еще в 1998 году. Съемки он доверил сценаристу своей второй режиссерской работы — «Апокалипсиса», а сам предпочел исполнить главную роль.
Успешный и востребованный актер Рэйф Файнс продолжает пробовать себя на режиссерском поприще. Его третий фильм посвящен биографии всемирно известного танцовщика Рудольфа Нуреева. Никакой клюквы — у Файнса особые отношения с Россией. Еще в детстве он увлекся русской историей, в юности читал Толстого и Достоевского, а позже снялся в фильме Веры Глаголевой «Две женщины» по пьесе Тургенева.
Лента концентрируется на побеге Нуреева из СССР во Францию и событиях, предшествовавших этому отчаянному шагу. Через флешбеки мы узнаем об отдельных событиях из детства и юности артиста балета. К герою не так просто проникнуться симпатией: очень уж сложный у него характер. Но Файнс и не пытается склонить зрителя на сторону Нуреева, это кино не столько о человеке или балете, сколько о творчестве и свободе.
Главную роль в картине исполнил солист Татарского академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля Олег Ивенко. А сам Файнс играет наставника юного Нуреева.
«Московская A Cappella». Победители 2024
Тайны Живописного моста