На северо-востоке Садового кольца находится Каланчевская улица. Ее застройка складывалась в течение трех столетий. Это место связано с известными людьми, в том числе Михаилом Лермонтовым, Алексеем Саврасовым, Глебом и Николаем Успенскими. В Главархиве Москвы сохранились документы об истории Каланчевской улицы.
Когда-то на этом месте было поле. В XVII веке по приказу царя Алексея Михайловича здесь построили деревянный дворец с дозорной вышкой, которая по-татарски называлась каланчой. Именно от нее получили названия сначала поле, потом дворец, а затем уже улица, площадь и переулок, которые здесь возникли.
В истории дореволюционной Каланчевской улицы значительную роль сыграла лесная торговля и железнодорожное строительство. На чертежах конца XVIII века в районе, где протекал ручей Ольховец, можно увидеть множество маленьких лавок, за которыми складывали бревна и доски. Этот отрезок улицы называли «Из Лесного ряду к Красным воротам», лавки и дерево сгорели при пожаре 1812 года.
После войны лесной ряд восстановили, но ненадолго — с середины XIX века Каланчевская улица начала превращаться в важный железнодорожный узел. Этому способствовала постройка Петербургского вокзала в 1851 году — он был первым в Москве и сейчас называется Ленинградским.
В 1862 году на Каланчевской площади возвели небольшой Ярославский вокзал, а в 1907-м для него построили здание побольше. В 1864 году открылся Рязанский вокзал (сейчас Казанский). В советское время площадь переименовали в Комсомольскую — в честь комсомольцев, которые строили первую очередь московского метро.
Каланчевская улица связана со многими известными людьми. К примеру, здесь находится дом, в котором родился Михаил Лермонтов. Напротив, в Лермонтовском сквере, стоит памятник писателю — именно его Косой в фильме «Джентльмены удачи» называет «мужиком в пиджаке».
Если спуститься вниз по Каланчевской улице, можно увидеть дом 11, где в 1880–1890-х годах работала гостиница «Петербург». В ней много раз останавливался писатель Глеб Успенский, в то время сотрудничавший с журналом «Отечественные записки». А большевистская «Искра» писала, что Глеб Успенский «неизмеримо больше всех легальных писателей 70–80-х годов оказал влияние на ход нашего революционного движения».
На Каланчевской улице в доме писателя Ивана Кондратьева любил останавливаться и двоюродный брат Глеба Успенского Николай, тоже писатель. Здесь же часто бывал художник Алексей Саврасов, украсивший стены квартиры Ивана Кондратьева эскизами и рисунками углем.