В музее-заповеднике «Коломенское» открылась выставка «Жизнь дворца при первых Романовых», посвященная 15-летию восстановленного дворца царя Алексея Михайловича. Гости узнают, как началась история резиденции, ставшей одним из любимых мест отдыха царской семьи, и какая судьба ее ждала.
Строительство загородной резиденции царя Алексея Михайловича началось в 1667 году. Он выбрал для нее подмосковное село Коломенское — подкупали близость к городу, прекрасные пейзажи, а также история этого места. Дворцовые постройки были здесь еще при Рюриковичах. Возводить резиденцию решили рядом с церковью Вознесения Господня, построенной в 1532 году, — она сохранилась до наших дней. На выставке можно увидеть фрагмент старинного плана, указывающий на такое соседство. Кроме того, представлены и чертежи фасадов дворца.
Главный экспонат: ищем черты готики и Ренессанса в церкви XVI века в «Коломенском»
Царю было важно поразить, удивить всех своей резиденцией — ему хотелось создать такой дворец, который удостоился бы всяческих похвал и комплиментов. Так что средств не жалели: к работам привлекли лучших в стране резчиков, плотников, столяров, иконописцев и других мастеров.
В 1673-м дворец был готов. Но еще до завершения оформительских работ строение освятил Патриарх Московский и всея Руси Питирим, что подчеркнуло особый статус среди царских резиденций. Яркие затейливые крыши, красочные флюгеры, резные крыльца — здание производило на современников сильнейшее впечатление. Например, придворный поэт Симеон Полоцкий сравнивал его с дворцом царя Соломона и называл «восьмым чудом света».
Царская семья полюбила проводить время в комфортной резиденции в Коломенском. На втором этаже дворец делился на женскую и мужскую половины, первый отводился под хозяйственные нужды. Внутреннее убранство, кстати, отличалось относительной скромностью: во время археологических раскопок нашли изразцы, которые можно было встретить, например, и в купеческих усадьбах.
В этом же дворце, в окружении живописной природы, государь иногда работал — принимал иностранных послов. В числе гостей резиденции был Якоб Рейтенфельс, дипломат и путешественник из Курляндии (герцогства на территории современной Латвии). По его впечатлениям, дворец выглядел «точно только что вынутый из ларца».
Однако до наших дней не сохранилось ни одного изображения, которое бы доподлинно передавало, как в точности и целиком выглядел дворец царя Алексея Михайловича во времена его правления.
Шли годы — дворец ветшал. Спустя почти 50 лет после строительства царь Петр I решил его отремонтировать.
В 1722 году Фридрих Вильгельм фон Бергхольц, камер-юнкер немецкого герцога Карла Фридриха, писал в дневнике о некогда блестящей резиденции: «Все вообще так ветхо, что уж не везде можно ходить, почему наш вожатый в одном месте просил нас не ступать по двое на одну доску». Кроме того, он решил запечатлеть дворец в рисунках — копии представлены на выставке. Правда, не будучи профессиональным художником или архитектором, автор довольно неумело передал пропорции здания. В своих дневниковых записях он также недоумевал, зачем дворец ремонтировать (ведь это слишком дорого), и задавался вопросом, не проще ли его снести.
Но для Петра дворец имел огромное значение. Резиденция — отцовское наследие — напоминала о проведенных здесь детских годах. Ветхие сооружения подняли над землей, под них подвели каменный фундамент. Это продлило дворцу жизнь еще почти на полвека.
«Коломенскому» — 100. Погружаемся в историю музея-заповедника
Постройку также частично обновляли при императрицах Анне Иоанновне и Елизавете Петровне, но требовался все же полномасштабный капитальный ремонт. Спустя годы стоимость восстановительных работ возросла еще более значительно, и Екатерина II, уже взошедшая на престол, в 1767-м отдала приказ ветхий дворец разобрать. Перед этим специалисты сделали точные обмеры, по которым позже создали чертежи — с ними можно познакомиться на выставке.
Дворец еще стоял, когда в Россию из Вены приехал театральный декоратор Фридрих Гильфердинг. Он зарисовал то, что увидел: рядом с постройкой уже лежали бревна — процесс разборки начался. Рисунок растиражировали, а в XIX веке — раскрасили. Русский живописец и художник-реставратор Федор Солнцев тоже изучал разнообразные чертежи и создал довольно точные изображения дворца, которые вошли в его научный альбом «Древности российского государства».
На территории Коломенского сменили друг друга дворцы Екатерины II и Александра I. Оба не сохранились до наших дней.Уже в XX веке возникла идея воссоздания дворца царя Алексея Михайловича. Правда, на историческом месте сделать это было невозможно — там стоят более поздние архитектурные сооружения, растут 200-летние деревья.
Новый дворец, построенный по сохранившимся описаниям, чертежам и планам, появился в южной части музея-заповедника. Над зданием в течение трех лет трудились драпировщики, обойщики, художники по дереву и керамике, а также многие другие специалисты. Современные конструкции дворца выполнены из железобетона и облицованы деревом.
Воссозданная резиденция заработала в 2010 году. Внутри расположили музейные залы, где сегодня открыты постоянные экспозиции и проходят выставки.
«Московская A Cappella». Победители 2024
Кубок «Москва – на волне»