В галерее «Беляево» в октябре 2022 года открылась выставка тиражной графики Марка Шагала и других художников его времени: Анри Матисса, Пабло Пикассо, Хуана Миро и Сальвадора Дали. Всего в экспозиции 35 графических работ художников с мировыми именами, выполненных в техниках литографии, ксилографии и офорта. Также в экспозицию вошли работы современных московских художников, вступающие с графикой великих мастеров ХХ века в интересный диалог.
О выставке рассказывают ее куратор — культуролог, искусствовед Анастасия Соловьева — и начальник отдела по связям с общественностью объединения «Выставочные залы Москвы» Екатерина Берсенева.
Выставка «Великое искусство рядом. Шагал» приурочена к 135-летию со дня рождения великого художника. Помимо тиражной графики Марка Шагала она представляет графические работы Пабло Пикассо («Женщина в мантилье» и «Тореадор»), Анри Матисса («Женщина и обезьяны», «Зульма» и «Грусть короля»), Хуана Миро («Солнечная птица», «Лай собаки на луну» и «Лунная птица»), а также иллюстрации Сальвадора Дали к «Божественной комедии» Данте Алигьери. Все работы — из частных коллекций. Многие из них выставляются впервые.
Экспозиция стала первым событием проекта «Великое искусство рядом» объединения «Выставочные залы Москвы», в которое входит 21 галерея. Цель проекта — сделать так, чтобы с шедеврами мирового искусства можно было ознакомиться в разных районах Москвы. В его рамках планируют проводить кинопоказы, лекции и мастер-классы. «Великое искусство рядом» — первый проект подобного масштаба за 10 лет существования объединения.
«Одна из задач проекта — сделать искусство предметом для диалога. Нам важно получать обратную связь от посетителей выставки. Пока слышим только приятное — восторженные восклицания “Оригиналы! Подлинники!”», — улыбается Екатерина Берсенева.
Детство и юность Марка Шагала, родившегося в 1887 году, прошли в Витебске — образ этого города позже станет одним из главных в его творчестве. Здесь он начал учиться живописи: его первым наставником стал витебский художник Юдель Пэн. Во второй половине 1910-х годов Шагал уехал в Петроград, где учился сначала в рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Николай Рерих, позже — в частной художественной школе Елизаветы Званцевой, где его педагогом был Лев Бакст.
Зрелый период художника связывают с парижской школой. Во французскую столицу впервые он приехал в 1911 году и провел здесь три года. В 1922-м вернулся снова — уже с супругой Беллой Шагал, урожденной Розенфельд.
В Париже Марк Шагал нашел свой стиль и раскрылся как мастер. Именно там в творчестве художника обозначились главные темы, к которым он будет обращаться в дальнейшем. Три из них: любовь, религия и бестиарий — стали тремя художественными темами экспозиции в галерее «Беляево».
Куратор выставки Анастасия Соловьева советует обратить внимание на литографии из парижской серии 1954 года: «По воскресеньям», «Карусель Лувра» и «Эйфелева башня и ослик». Они считаются редкими, сегодня сложно найти тираж этой серии. А еще они позволяют посетителям увидеть Париж глазами Шагала.
«Шагал говорил: “Париж, ты мой второй Витебск”. В этом городе он обзавелся новыми друзьями, здесь в полной мере он раскрывается как творец, а цвета в его картинах становятся насыщеннее, — говорит Анастасия Соловьева. — Литография “По воскресеньям” перекликается с самой известной картиной Шагала “Над городом”, на которой художник изобразил себя со своей женой летящими над Витебском. Здесь пара летит уже над Парижем».
Еще одна важная работа, связанная с переездом в Париж, представлена в первом зале. Это «Озорник» (1958), выполненный в технике акватинты (одна из разновидностей офорта) и представляющий большое диковинное животное в шляпе, плывущее над городом. Это одна из 10 иллюстраций, созданных Шагалом к одноименному роману Жана Полана, французского писателя и друга художника. Благодаря стараниям Полана Шагал смог издать в Париже автобиографию «Моя жизнь» и получить французское гражданство.
По соседству с этой работой разместили литографию Марка Шагала «Автопортрет» (1960). Обратите внимание на яркий цветовой акцент на лице художника. Известно, что в юности Шагал относился к своему лицу как к холсту — подводил глаза и румянил щеки. Это очень не нравилось родителям супруги художника Беллы Розенфельд — они считали его несерьезным и долго были не согласны с выбором дочери.
Рядом с «Автопортретом» работа «Давид и Вирсавия» (1956). С одной стороны, Шагал изобразил библейских персонажей — царя Давида и его жену Вирсавию, а с другой — двойной портрет своих любимых дедушки и бабушки.
Творческой параллелью к этой работе стала сентиментальная скульптура современной художницы Надежды Лихогруд. Образы человечков в красном и синем цветах, которых часто можно встретить в творчестве Шагала, напоминают людей в возрасте.
«Давид и Вирсавия» входит в знаменитую серию Шагала «Библейское послание», состоящую из 105 иллюстраций к Священному Писанию. Еще шесть работ серии представлено во втором зале.
«В 1930-х годах французский купец Амбруаз Воллар заказал Марку Шагалу серию иллюстраций к Библии, — рассказывает Анастасия Соловьева. — В поисках вдохновения художник даже отправился в путешествие по Сирии, Палестине и Египту. В 1956 году вышла Библия с иллюстрациями Шагала, а в 1973-м они стали основой коллекции Национального музея Марка Шагала в Ницце. Интересно, что в библейской серии художник акцентирует внимание не на последовательном повествовании, а на отдельных персонажах и эпизодах».
Литографию «Моисей со скрижалями смотрит вверх» разместили почти в самом центре серии из шести работ. Здесь изображен и пророк Моисей, и сам художник: дело в том, что Моисей (или Мойша) — настоящее имя мастера. Марком Шагалом Мойша Сегал стал в Париже.
На противоположной стене — иллюстрации к «Божественной комедии» Данте Алигьери, созданные Сальвадором Дали в технике цветной ксилографии.
В диалог с Дали и Шагалом вступает инсталляция «Ветер, который срывает кожу» современного художника Джона Пешкова. 16 масок — отпечатков лица художника из цветного пластика отбрасывают на стену тени. Инсталляция одновременно напоминает и о теме ада из иллюстраций к «Божественной комедии», и о литографии Шагала «Белый клоун». Впервые увидев выступление акробатов в Витебске ребенком, художник пронес свое восхищение цирковым искусством через всю жизнь. Он называл цирк самым трагическим представлением на земле.
В середине зала развевается большое шелковое полотно — это работа «Обрывки сновидений», созданная Екатерины Бубновой в технике цифровой печати на мокром шелке.
«Художница делится впечатлениями от поездки на Лазурный Берег по местам, где жил Марк Шагал, — объясняет Анастасия Соловьева. — Здесь можно встретить характерные для него красный, синий и зеленый цвета».
Выставка «Великое искусство рядом. Шагал» в галерее «Беляево» продлится до 15 января 2023 года.