Сегодня это один из самых известных театров Москвы. Здесь родились спектакли, ставшие легендарными, и начинали карьеру артисты, которых сегодня называют звездами первой величины. Официальным днем рождения Театра Олега Табакова считается 1 марта 1987 года, однако его история началась намного раньше. Об этом и о том, как театр живет сегодня, — в нашем материале.
Для Олега Табакова — известного актера, педагога, директора и одного из основателей театра «Современник» — 1976 год стал переломным. В ГИТИСе, где он преподавал, Табаков набрал собственный курс из 26 студентов. Среди них были Игорь Нефедов, Алексей Якубов, Елена Майорова и другие. Недавние школьники, они к тому времени уже два года ходили на занятия в его драмкружок во Дворце пионеров имени Надежды Крупской в переулке Стопани (сейчас — переулок Огородная Слобода).
У Табакова на молодых артистов были большие планы, он хотел максимально вовлечь их в профессию, ставить спектакли с их участием. Стало понятно: для этого нужна собственная сцена. Уже в следующем году в его распоряжении оказался бывший угольный склад на улице Чаплыгина. Небольшое помещение, в котором должна была располагаться его студия, требовало ремонта. Засучив рукава, студенты приводили склад в порядок вместе с мастером.
29 октября 1978 года первых зрителей пригласили на премьерный спектакль «…И с весной я вернусь к тебе…» по пьесе Алексея Казанцева. Гостей рассадили на простые деревянные лавки со спинками. В целом интерьер в студии был самый простой — приходилось экономить. И Табаков, и студенты с волнением ждали отклика публики. Переживания были напрасными — все прошло на ура. На показах следующих спектаклей небольшой зал забивался зрителями до отказа. Новую студию начали называть «Табакеркой». Очень скоро это неофициальное название выучила вся Москва.
В 1980 году грянул гром — Табакову запретили вести преподавательскую деятельность в течение года, а студии — показывать спектакли. Мастер помог своим студентам устроиться в другие театры, а сам на время уехал. По возвращении в Москву в 1982-м Табаков набрал новый актерский курс, вдобавок к нему вернулись некоторые из прошлых учеников — все вместе они и составили костяк новой труппы. В нее вошли Марина Зудина, Евдокия Германова, Алексей Серебряков, Надежда Тимохина, Сергей Газаров, Игорь Нефедов, Андрей Смоляков и другие.
В 1986 году Министерство культуры СССР издало приказ, утвердивший появление нового молодежного театра-студии под руководством народного артиста РСФСР Олега Табакова. Общее количество работников не должно было превышать 25 человек. Тем не менее это была большая победа. Вскоре, 1 марта 1987 года, состоялось официальное открытие. Зрителям показали «Кресло» по одной из самых популярных повестей Юрия Полякова «ЧП районного масштаба».
Потом были первые гастроли труппы уже в официальном статусе театра. В другие страны везли постановки «Полоумный Журден», «Жаворонок», «Крыша», «Прищучил». Их показали в Латвии, Германии, Венгрии, Франции.
В декабре 1987 года состоялась громкая премьера — «Билокси-блюз» по пьесе американского драматурга Нила Саймона в постановке Табакова. В легендарном спектакле, который не выходил из репертуара 25 лет, сыграли Сергей Газаров, Игорь Нефедов, Андрей Смоляков. В этом же году появилась не менее известная постановка — «Жаворонок» по пьесе Жана Мари Ануя. Роль Жанны д’Арк в ней исполнила Евдокия Германова.
В феврале 1990 года в театре состоялась премьера одного из самых успешных спектаклей в его истории — «Обыкновенной истории» по одноименному роману Ивана Гончарова. В главной роли блистал Игорь Нефедов. Табаков, выступивший режиссером, в далеком 1967-м тоже играл — Александра Адуева — и получил за эту работу Государственную премию. Спустя еще год один из артистов труппы, Сергей Газаров, сказал Олегу Павловичу, что он хотел бы поставить «Ревизора» Николая Гоголя. Табаков одобрил идею. «Ревизор» Газарова очень полюбился зрителям, а Союз театральных деятелей России назвал его лучшим спектаклем года.
1990-й был богат на важные премьеры. Тогда же вышла легендарная «Матросская тишина» в постановке Олега Табакова. Поставить драматическую историю отца и сына было его мечтой с конца 1950-х, когда он начинал работать в «Современнике». Постепенно спектакль вошел в репертуар, став визитной карточкой театра.
В начале 1990-х в театр пришли Владимир Машков и Евгений Миронов, недавно окончившие курс Табакова в Школе-студии МХАТ. Одной из самых ярких ранних ролей Владимира Машкова стала роль Абрама в «Матросской тишине».
Машков вскоре дебютировал и в качестве режиссера. Его первым спектаклем стал «Звездный час по местному времени» с Мироновым в главной роли. Критики в один голос твердили, что и Машков, и Миронов — будущие звезды первой величины. Владимир Машков чуть позже поставил еще два очень известных спектакля: «Смертельный номер», где сыграли Виталий Егоров, Андрей Смоляков и Сергей Беляев, и «Страсти по Бумбарашу», главная роль в котором снова досталась Евгению Миронову. Также в спектакле был занят Сергей Безруков — это была его третья театральная работа.
В марте 1992-го из официального названия театра исчезло слово «студия». Теперь оно звучало так: Московский театр под руководством Олега Табакова.
В подвале постепенно становилось тесно — он был хорош для студентов, но категорически не подходил большим актерам. К 1997 году стало понятно, что нужно расширяться. В феврале было выпущено постановление, согласно которому в Фурманном переулке должны были построить многофункциональный комплекс с помещениями для театра, но этого так и не случилось.
Тем не менее труппа выпускала блестящие спектакли — «Искусство» в постановке Евгения Каменьковича, «На всякого мудреца довольно простоты» Олега Табакова и другие.
К разговорам о новом здании снова вернулись в 2001-м. Изначально оно должно было появиться на Триумфальной площади, но от этой идеи отказались. Было решено построить на Малой Сухаревской площади многофункциональный комплекс, который включал бы в себя и театр, и производственные цеха. Строительство началось в 2007-м. В этом же году в театр пришел Константин Богомолов, который до этого работал в Московском драматическом театре имени Н.В. Гоголя. В «Табакерке» он поставил спектакли «Волки и овцы», «Чайка», «Старший сын» и другие.
Вскоре Олег Павлович стал художественным руководителем МХТ имени А.П. Чехова, а его «родные» артисты получили возможность играть на большой сцене — он стал активно включать их в мхатовские спектакли. Среди постановок, которые он создал, — «Тартюф», «Последняя жертва», «Дракон».
Новое здание «Табакерки» достроили в 2016 году. В 2018 году Олега Павловича не стало. Художественным руководителем его детища стал Владимир Машков — один из любимых учеников основателя. Театр поменял название — стал Театром Олега Табакова.
Сегодня в нем создано уникальное пространство — фойе, где расположено несколько тысяч разнообразных зеркал: зеркальный водопад, зеркало-трансформер, колонны из зеркал. Это задумка Владимира Машкова, который считает: «Человек приходит в театр, чтобы встретиться с самим собой, своими страстями, страхами, радостями». Сотрудники могут управлять светом, менять цвет освещения, регулировать его яркость. Фасад здания украшают витражи.
Новый художественный руководитель вернул в репертуар спектакли, которые когда-то шли с аншлагами: «Страсти по Бумбарашу», «Ревизора». Над новой версией последнего работала практически та же команда, что и прежде: режиссер Сергей Газаров, актеры Александр Марин и Сергей Беляев, а также Владимир Машков, который снова сыграл Городничего.
А первой вернулась к зрителям «Матросская тишина». Роль отца главного героя Абрама Шварца, как и раньше, сыграл Машков. Вместе с Александром Мариным, много лет назад сыгравшим Давида, он стал режиссером возобновления постановки Олега Табакова. Этот спектакль чрезвычайно важен для театра: именно о нем больше всего мечтал создатель «Табакерки».
Владимир Машков и сегодня продолжает строить театр на принципах, заложенных знаменитым учителем.
Фото: Театр Олега Табакова